6 вариантов внедрения технологии блокчейн в автомобили от Worldcore

23 Августа 2018
Эксперты международной компании Worldcore спрогнозировали варианты использования блокчейн-технологий в автомобильной индустрии. Всего получилось 6 разных сценариев интеграции технологий в автобизнес. Все они связаны с подтверждением владения, расположения, оплаты, аренды или добросовестно произведенных с автомобилем действий – например, технического обслуживания. «Автомобиль – это сложный, материалоемкий, широко используемый материальный объект, — комментирует CEO Worldcore Алексей Насонов,– Классический case study для интернета вещей , в котором мы получили наиболее общие подходы к использованию блокчейн-технологий в окружающем нас мире». Internet of Things (IoT) – современная концепция автоматической связи окружающих человека обычных вещей: холодильника, чайника, телевизора, автомобиля друг с другом и поставщиками товаров и услуг и интернете. Различные сценарии использования блокчейн-разработок в автоиндустрии и смежных направлениях, ведущие к повышению безопасности автомобилей и перевозок, а также уменьшению транзакционных издержек владения или приобретения автотранспорта в процессе исследования удалось свести к 6 различным категориям. Объединяющим фактором среди них была сама суть блокчейна – возможность хранения абсолютно точно неизмененных данных в распределенных реестрах с простым онлайн-доступом. С юридической точки зрения факт наличия информации в блокчейне является достоверным доказательством в гражданско-правовых отношениях – отношениях, которые связывают пользователей и производителей автомобилей. Достоверность отсутствия изменений во время хранения, подтверждаемая цифровыми подписями членов распределенного консенсуса. Ответственность за достоверность самих данных ложится на поставщика информации. 1. Доказательство владения. В самом широком смысле: «я купил, я – собственник». Распространяется на все номерные детали, включая сам автомобиль, крупные узлы и агрегаты, маркируемые по желанию производителя или регулятора, информация о которых помещается в специальный блокчейн производителя, доступ к которому есть у неограниченного или ограниченного круга лиц, в случаях, если информация попадает под законы о персональной информации. Например, какие детали использованы при сборке автомобиля с соответствующим VIN-номером. Подобного рода разработки уже используют ведущие производители, такие как Тойота, запоминая комплектацию каждого выпущенного с конвейера автомобиля в корпоративной базе данных. Причем, например, для Мерседес-Бенц, этот внутренний каталог EPC ведется с возможностью обратной связи, то есть допускает возможность корректировки каталога любым авторизованным дилером при установке на автомобиль дополнительных оригинальных узлов (ретрофита). Блокчейн-технологии позволят вести такие базы, используя блокчейн-ноды официальных дилеров по всему миру, снизив затраты центральной структуры, соответственно понизив себестоимость и повысив удобство пользователей. 2. Доказательство добросовестности. История владения каждым автомобилем включается в блокчейн со всеми происшествиями. История нарушений каждым автолюбителем включается в блокчейн. Для автомобилей существуют единые страновые базы событий, происшедших с ним, например, самая известная Carfax или российская база ГИБДД (по ДТП с автомобилем с 2015 года). Общеевропейской базы автомобилей пока не существует, равно как и базы поведения водителей, за ведение которой ратуют страховые компании. Степень достоверности ведения базы данных водителей и автомобилей в государствах с высоким индексом восприятия коррупции может быть невелика, блокчейн же автоматически позволит данным быть абсолютно достоверными, ведь даже в случае последующей замены или подмены данных первоначальная информация все равно сохраняется в блокчейне. 3. Доказательство аренды. База данных договоров аренды автомобиля. Позволит отследить как часть истории автомобиля (в дополнение к предыдущему пункту), так и расписание-график использования прокатного автомобиля. Также один из вариантов заключения договора аренды в электронном виде. Создание национального блокчейн с автоматическим доступом регулятора и полиции в эту базу для возможности отслеживания как личности, управляющей автомобилем в каждый момент времени, так, например, контроля сроков обслуживания автомобиля. Сюда же можно включить концепции совместного владения автомобилем с фиксацией графика владения в блокчейне, а также модного сейчас каршеринга (HireGo, HELBIZ, DACSEE). 4. Доказательство оплаты. От покупки самого первого автомобиля за криптовалюту, до современных стартапов типа Project Oaken с разрабатываемой экосистемой автоматической оплаты платных дорог, страховки (конечно usage-based с информацией в о клиенте блокчейне, см. п. 2), и налогов, относящихся к владению автомобилем. То, для чего изначально предназначались криптовалюты. Очевидное и ясное использование. 5. Доказательство обслуживания. Виртуальная сервисная книжка для каждого автомобиля. Желательно, общемировая. Потребует интеграции баз данных производителей и страновых регуляторов автомобильного рынка, отвечающих за безопасность дорожного движения. Производители и сейчас, в течение гарантийного периода, пока несут юридическую ответственность за техническое состояние автомобиля имеют базы данных сервисного обслуживания. Осталось унифицировать данные производителей, включив туда также данные национальных автоинспекций и аккредитованных сервисов и перевести на блокчейн. Тогда история обслуживания автомобиля, юридически значимая, может быть доступна каждому интересующемуся. 6. Доказательство местоположения. Фиксация в блокчейне перемещений автомобиля. Одна из базовых разработок для автоматизированных автомобильных систем. Сюда же относится смарт-контрактные надстройки с proof-of-location в различных блокчейн-экосистемах: например, FOAM для Ethereum, или Tesloop для EOS, используемые пока для контроля за позиционированием в каршеринговых проектах (см. каршеринг), но легко масштабируемые для использования в роботизированных автомобилях. «В нашем исследовании мы целенаправленно не выделяли такой тип разработок, как организация работы внутриавтомобильных информационных протоколов на основе блокчейн, — подытоживает Алексей Насонов, — Таких, как заявляют, например, Porshe и XAIN. С нашей точки зрения, удобство блокчейна в этой сфере более чем сомнительно, и это не более чем хайп вокруг применения новой технологии». В 2018 Porsche внедрил технологию блокчейн в автомобили. Компания Porsche объявила, что начала тестирование приложений на основе технологии блокчейн непосредственно в автомобилях. Испытания происходят в сотрудничестве с берлинским стартапом XAIN.
Алена Рубинина
Worldcore