Народный ответ ценам

27 Января 2016
В настоящее время, собственно как и всегда, обычные граждане России объявляют экономическим трудностям молчаливый протест. Этот протест заключается в поиске решений, способствующих обходу сложных экономических условий, при которых обычный потребитель не может осуществлять покупки в розничном сегменте.
Как показывает история, поиск решений всегда лежит в объединении людей для решения той или иной проблемы. В потребительском сегменте сегодня это выражается в создании гражданами неких потребительских союзов - сообществ для совместных закупок.

О сегменте совместных покупок

Само направление совместных покупок в России имеет многолетнюю историю. По разным оценкам (исследований ни кто не проводил) объем рынка перевалил на 1 млрд. долларов. Нужно отметить. Что при таком объеме рынок является «серым» и сегодня это подтверждается повышенным вниманием фискальных органов.

Эволюция рынка совместных покупок

Открывая общедоступную информацию, можно отследить историю формирования этого рынка и услуг на этом рынке. Наблюдается закономерные, согласно времени, этапы эволюционных преобразований данного рынка от примитивных форм до современных методов организации рынка.

«Челноки»

Данная форма образовалась еще в 90-е годы, когда открылись возможности осуществлять поездки за рубеж и приобретать товары мелким оптом у иностранных производителей. Эту роль выполняли «челноки», обладающие предпринимательской жилкой. «Челнок» получил свое название по аналогии с ткацким станком, где челнок, подобно челноку-предпринимателю, перемещается с одного края к другому. Одна из форм деятельности «челноков» заключалась в сборе заказов местных торговцев и последующей закупке у производителей (обычно Китай, Турция, Польша). Товаром чаще всего являлись одежда, посуда, продукты легкой промышленности, бытовая техника и многое другое. В конце 90-х стали появляться уже крупные «челноки», имеющие множество заказчиков. Мелкие «челноки» стали отмирать.

Форумы и сообщества («ручные» сервисы)

С приходом в страну интернета, вновь в игру вступили «челноки» разного калибра. Возможность оперативного поиска заинтересованных лиц в покупке того или иного товара поставило отрасль на новый экономический уровень. Хотя система заказов и доставки оставалась на уровне 90-х. быстрая организация групп по интересам ускорила процесс и пробудила интерес в большом сегменте у молодых мам, которые нуждались в более дешевом товаре, находясь в декрете.
С появлением социальных сетей интересанты перекачивали в своей основной массе в социальные сети типа «ВКонтакте» и «одноклассники» и уже тут оформлялся рынок совместных покупок. Отличительная черта этого рынка – полная «серость». Сегодня можно предположить, что оборот рынка приблизился к миллиарду долларов и растет средний чек и частота обращений. Сбор средств стал осуществляться быстрее благодаря платежным системам в онлайн. При этом система сбора закзаов и доставка оставалась прежней.


Магазины с разделом совместных закупок (полусервисы)

Усовершенствование процесса формирования совместных покупок пришло с появлением связки «каталог интернет-магазина – форум», где выбор товара стал прогрессивней и удобней. Путем набивания товаров в корзину человек формирует свой заказ. Для ускорения людям приходиться искать друг друга на все тех же форумах и договариваться о совместном приобретении того или иного товара.
Подобного рода услуги на этих сайтах оказываются не саой площадкой, а все теме же организаторами, для которых и созданы площадки. То есть сайт является агрегатором множества организаторов, статус которых физическое лицо и этим все объясняется…

В связи со спецификой полусервисов, проявляются старые недостатки систем совместных закупок и возникает ряд новых:
1. Из-за того, что процесс поиска компаньонов по закупке лижет на стороне самих покупателей, объем заказов по конкретному товару ограничен, что не позволяет сформировать единовременно большой оптовый заказ и соответственно нет возможности выйти напрямую на производителя или на лучшие условия закупки у производителя. На рынке ни кто еще не отменял «золотое» правило – «больше заказ, меньше закупочная цена». Тут нет реальной возможности у организатора получить значительную оптовую скидку при закупке;
2. Ассортимент предлагаемых товаров и услуг скромен. Исторически сервисы совместных покупок начинались в области ПО и платных услуг в интернет-среде;
3. Сайт-агрегатор не несет (по факту это так) ни какой ответственности перед покупателем за действия организаторов. Максимум владелец сайта может удалить аккаунт недобросовестного организатора и то постфактум после инцидента. В связи с этим очень распространено мошенничество, которое исполняют псевдо организаторы. Сами организаторы на 99% это физические лица, с которых спроса нет. Нужно понимать, что все организаторы в статусе физического лица занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, в другом статусе (по ряду экономических причин) это делать им становится не выгодно;
4. Все организаторы берут организационный сбор, то есть комиссию за свои услуги. Что так или иначе удорожает товар;
5. В связи с малым организационным ресурсом и отсутствием легальной системы «заказ-поставка» товар заказчики могут ждать несколько недель, а то и месяцы;

Автоматизированные сервисы

Отличительная черта полноценных сервисов не только в том организаторов всех покупок является сам сервис, то есть одно юридическое лицо, которое берет на себя полную юридическую ответственность перед клиентов. Безусловно, это дополнительная нагрузка под силу только системным предприятиям, способным взять все функции цепочки дистрибуции на себя.

Так же основной отличительной чертой является автоматизация всех процессов от заказа до доставки. Например, на площадке sovdelo.ru есть система предварительного сбора заявок и бронирования, есть система оповещения и организации складчиков, есть полноценный торговый онлайн-терминал, «заточенный» конкретно под совместные покупки, есть система доставки. Все это говорит о высоком уровне подхода и понимании процессов. На первый взгляд, автоматизированная площадка облегчает жизнь покупателю и ставит коллективную закупку на новый уровень обслуживания.

Кроме того, на редукционе «Складчина» отмечаются и другие существенные плюсы:

1. Сервис может работать как с физическими лицами так и с юридическими. Тут нужно заметить, что данная форма закупки для микро и малых торговых предприятий может изменить цепочку дистрибуции. Сервис дает им возможность пересмотреть свои традиционные каналы закупки (подобных экономически не выгодному дропшиппингу);
2. Если обратить внимание на торговый терминал, то можно отметить не большой индивидуальный заказа в рамках общего оптового предложения. Тут каждый может найти интересующий его объем микро-заказа. При этом видно, что финишные цены на торгах больше похоже на дилерские, чем просто на розничные цены со скидками;
3. Период формирования оптового заказа лежит на плечах самого сервиса, то есть сервис сам находит заинтересованных в покупке конкретного товара людей и объединяет их уже в торговом терминале. Сами торги сегодня длятся от 3 до 7 дней и это можно объяснить новизной сервиса (ему нет и 4 месяцев и нет достаточного объема клиентов);
4. Ассортимент низок (опять же из-за молодости проекта), но зато избран актуальный товарный сегмент: продукты питания, средства гигиены, бытовая химия;
5. Сервис не берет ни какую комиссию с покупателя и пользователя сайта;
6. Каждый участник может непосредственно при покупке снижать стоимость всей оптовой партии по конкретному товару.

Торги проходят в реальном режиме, где на редукцион выставляется оптовое предложение (ЛОТ), которое делиться на множество микро-партий (БИД). Для участия в складчине вноситься сумма на депозит. Размер депозита зависит от текущей цены на товар. В процессе торгов, когда с каждым новым участником цена на товар понижается, происходит перерасчет зарезервированной суммы на депозите и по факту спишется конечная сумма согласно финишной стоимости на торгах. В итоге, все участники покупают товар по одинаково низкой цене. Тут мы получает ответ на вопрос «что такое редукцион?» - применительно к сервису «Складчина» это торги на понижение, где каждый складчик своей покупкой понижает цену за единицу товара от стартовой к финишной цене.

Получается, что в рамках сервиса складчина объединились принцип аукциона на понижение и форма совместных закупок. Такой альянс обещает много и, безусловно, должен найти поддержку среди граждан нашей страны.

Нужно отметить, что при такой организации цепочки, как на sovdelo.ru сторона производителей тоже находит свое решение. Для них «Складчина» это механизм выхода на региональный выход без дополнительных издержек, таких как организация дилерской сети или открытие филиалов и представительств. «Складчина» является эволюционной ступенькой аутсорсинга продаж и в отличии от предшественников все меньше завязан на людях.

Вот такой небольшой экскурс позволяет представить в первом приближении тенденции по формированию рынка совместных покупок. Пусть каждому из нас помогут разумные решения и продвинутые сервисы!
Уваров Константин
ООО "Складчина"
89150983745
skladchina2015@gmail.com
Складчина - ответ ценам