Антикоррупционная экспертиза — что это?

1 Августа 2013
По данным статистики, подавляющее большинство россиян (81%) считают "высоким" уровень распространения коррупции в обществе, 10% - "средним", 2% - "низким", но никто не сказал, что коррупции в стране нет совсем. Системное явление коррупции требует системных же мер реагирования. В этом контексте важным направлением противодействия является антикоррупционная политика, в том числе антикоррупционная экспертиза законодательства с целью устранения из него положений, способствующих коррупции.


Методика анализа нормативных документов с целью выявления коррупциогенных факторов

Идея проверки законодательства на коррупциогенность зародилась в 2002 - 2003 гг. в экспертных кругах. Счетная палата РФ, Национальный антикоррупционный комитет вводят термин "коррупциогенность законодательства".
Отличительным признаком коррупциогенного законодательства является наличие норм, допускающих их произвольные трактовку и применение государственными (муниципальными) служащими.
Методика анализа коррупциогенности нормативных правовых актов основана на проверке соблюдения правил юридической техники (формальный аспект) и оценке "дефектных" норм с точки зрения коррупционного потенциала (содержательный аспект). Для этого весь текст нормативного акта должен быть проверен на наличие коррупционных факторов - нормативно-правовых конструкций и решений, которые увеличивают коррупционную опасность.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Согласно этой методике коррупциогенные факторы сгруппированы следующим образом:
1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
1.1 широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
1.2 определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
1.3 выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
1.4 чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
1.5 принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
1.6 заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
1.7 отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
1.8 отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
2.1 наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2.2 злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
2.3 юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Правила проведения независимой антикоррупционной экспертизы

В целях обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов разработчики этих проектов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления этих проектов на согласование в государственные органы власти, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами — физическими и юридическими лицами, за счёт их собственных средств.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения эксперту, проводившему независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ.
Заключение по результатам экспертизы выносится в соответствующей форме, утвержденной Правительством РФ:


ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации

Наименование федерального органа исполнительной власти,
иного государственного органа или организации,
куда направляется заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы

____________ .__________ .____________________ ______________________________________________________________,
(указывается наименование юридического лица или фамилия имя, отчество физического лица (последнее - при наличии)
аккредитованного (ой) в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов распоряжением Минюста России от __________________ ¹__________ , в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. ¹ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»*, пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. ¹ 96, проведена антикоррупционная экспертиза______________________________________________.
(реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)
Вариант 1:
В представленном __________________________________________________
(реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)
коррупциогенные факторы не выявлены.
Вариант 2:
В представленном ___________________________________________________
(реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)
выявлены коррупциогенные факторы.
________________________________________________________________________________________
(отражаются все положения нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы,
___________________________________________________________________________
с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей пунктов, подпунктов, абзацев), и соответствующих коррупциогенных факторов со ссылкой
___________________________________________________________________________
на положения методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых
___________________________________________________________________________
актов утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г ¹96
_____________________________________________________ .
(Собрание законодательства Российской Федерации 2010, ¹ 10, cm 1084)

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается
____________________________________________________________ .
(указывается способ устранения коррупциогенных факторов)

___________________________________ ______________________
(подпись) МП (для юридических лиц) (инициалы, фамилия)



Таким образом, можно сделать следующий вывод, что своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок еще на стадии принятия нормативного правового акта не только будет способствовать недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и позволит совершенствовать их деятельность и, в конечном счете, не допустить нарушения прав и свобод граждан, а также их законных интересов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является важнейшим инструментом осуществления антикоррупционной политики Российской Федерации. Институт антикоррупционной экспертизы все больше утверждается в практике российской государственности, приобретая весьма важное, а иногда основополагающее значение.
Sike.Корпоративные системы
Корпоративные системы
(3519)22-22-44
sbublich@sike.ru