«Чтобы защитить ребенка от взрослого Интернета, ему нужно показать детский Интернет»

19 Ноября 2009
12 и 13 ноября в Москве состоялась международная конференция «Безопасность детей в Интернете: предупреждение угроз, обучение, взаимодействие». О том, почему родители не готовы защищать своих детей от «взрослого» Интернета, и как увести ребенка из взрослой социальной сети на детских сайт, рассказал Иван Тонких, один из разработчиков детского Интернет-фильтра «КидГид» (www.kidgid.com).
На конференции, посвященной проблеме безопасности детей в Интернете, обменивались опытом и предлагали пути решения проблем, связанных с пользованием Интернета среди детей, представители правоохранительных органов, госслужащие, специалисты в области защиты детей, эксперты и представители неправительственных организаций из России, государств-членов Европейского Союза и стран, входящих в Совет государств Балтийского моря.
Практическую сторону решения проблемы детей в Интернете раскрыл в своем докладе Иван Тонких, директор компании «Чайлд Лайд Медиа», разрабатывающей программное обеспечение для родителей детей от 6 до 16 лет. «Чайлд Лайд Медиа» разработала и успешно протестировала программу-фильтр «КидГид», которая блокирует Интернет-контент «взрослой» тематики.
Докладчик рассказал о первых шагах внедрения в родительскую аудиторию Москвы и Подмосковья программы «КидГид», описал риски продажи нового продукта на рынке, особенностях аудитории, а также сделал прогнозы развития детского Интернета в ближайшем будущем.
По словам Ивана Тонких, родительская аудитория в большинстве своем не осознала проблему безопасности детей, проводящих свободное время в онлайн. Компьютерная неграмотность, неосведомленность о наличии в Интернете опасного для детской аудитории контента – основная причина низкой покупательской активности (более 20 % от всей аудитории).
Другая, более продвинутая группа родителей (около 10 %), видит проблему и осознанно отпускает ребенка в «свободное плавание» по Интернет-ресурсам (этот же родительский сегмент не следит за телевизионными и кино-предпочтениями ребенка). С этой аудиторией необходимо серьезно работать – указать на проблему и подвести к её решению.
Несмотря на это, среди родителей появляется достаточно большой процент «активной аудитории» (около 30 %). Как описал её представитель «КидГид»: они осознали проблему и готовы пользоваться специальными фильтрами для защиты детей от порнографии, насилия и других угроз в Интернете. Но и в этой аудитории, по словам Ивана Тонких, наблюдается «растерянность» родителей перед новым продуктом: родители выбирают из тех программ, которые представлены на рынке, сравнивают их и, не находя отзывов, грамотных обзоров в Интернете, откладывают решение о покупке.
Важным пунктом в докладе стала ещё одна не менее значимая проблема детского Интернета – отсутствие полноценных, «продвинутых» Интернет-ресурсов для детей, которые могли бы заменить те взрослые сайты, которые сейчас посещаются детской аудиторией.
«Цель и миссия нашей компании – не запретить детям Интернет, - говорит Иван Тонких. - Разрабатывая Интернет-фильтр для защиты детей, мы подразумеваем то, что программа не только убережет ребенка от очередной платной онлайн-игрушки или заблокирует порносайт. Чтобы защитить ребенка от взрослого Интернета, ему нужно показать детский Интернет. Мы хотим вывести ребенка на его собственную онлайн-площадку – с познавательными сайтами, обучающим видеоконтентом, с развлечениями для детей. К сожалению, на данный момент, ситуация такова, что дать ребенку интересный сайт в замену практически невозможно. Его попросту нет».
Решение проблемы безопасности в Интернете Иван Тонких видит в создании тандема надежного Интернет-фильтра, блокирующего опасный контент, и полноценного современного детского портала. Автор выступил с инициативой создания ассоциации Детского Интернета, куда вошли бы представители популярных сайтов Рунета. Консолидированными силами крупнейших Интернет-разработчиков можно создать качественный продукт для детей, который будет достойным ответом на поток спама, порнографии и другого контента, который сейчас легко доступен детям.