40 миллиардов долларов нематериальных активов спасут индустрию развлечений и СМИ

31 Октября 2008
Выживание в условиях кредитного кризиса: ключевая роль нематериальных активов

Мировой кредитный кризис вынудил финансовый сектор ограничить выдачу кредитов именно в тот момент, когда новые бизнес-модели компаний индустрии развлечений и СМИ нуждаются в дополнительном финансировании, чтобы оставаться конкурентоспособными. В отчете PwC говорится, что нематериальные активы, такие как роялти, авторские права и торговые марки, могут составлять до 25% от стоимости компании этого сектора.

Адам Саттон, директор, PricewaterhouseCoopers LLP, так комментирует ситуацию:

«Эти активы могут стать последней надеждой на спасение в сложной ситуации, сложившейся на кредитных рынках. Нематериальные активы можно использовать для предоставления гарантий банкам-кредиторам и попечителям пенсионных фондов по крайней мере до тех пор, пока не придут в равновесие фондовые биржи и не будет восстановлена в полной мере экономическая ценность индустрии развлечений и СМИ, а также активы их пенсионных фондов».

Даже в период нестабильности индустрия развлечений и СМИ вероятнее всего останется одной из самых динамичных и быстро развивающихся отраслей. Темпы роста выручки в 2008 году прогнозируются на уровне 6,7%. Однако фактор роста сильно зависит от возможности привлекать финансирование, а секьюритизация нематериальных активов могла бы способствовать этому процессу.

Именно в музыкальном бизнесе, киноиндустрии и телевещании было отмечено больше всего секьюритизаций нематериальных активов, привлекших всеобщее внимание. Пионером в этом направлении стал Дэвид Боуи, первый исполнитель, выпустивший в 1997 году так называемые «облигации Боуи», обеспеченные будущими гонорарами.

Адам Саттон добавляет:

«Секьюритизация нематериальных активов - явление не новое. В прошлом музыкальный бизнес заставлял нематериальные активы «работать» изо всех сил, но и компании других секторов индустрии развлечений имеют в своем распоряжении ценные нематериальные активы. Когда кредит получить было не так сложно, о нематериальных активах и не вспоминали».

Компаниям нужно внимательно проанализировать свои нематериальные активы, чтобы понять, соответствуют ли они требованиям кредиторов, что особенно актуально в сложившейся экономической ситуации.

Практика оценки нематериальных активов стала более эффективной и квалифицированной. В конечном счете и компании индустрии развлечений, и кредиторы, выдающие обеспеченные активами кредиты, должны пересмотреть совместную работу, чтобы эффективно использовать все возможности в рамках сделок с нематериальными активами.

Дополнительный капитал, который можно было бы предоставить в распоряжение индустрии развлечений и СМИ, следовало бы использовать стратегически в контексте стремительно развивающихся телекоммуникаций, сближения СМИ и высоких технологий, развития цифровых технологий и использования новых платформ распределения контента.

Интернет-реклама во времена экономического спада

В отчете указывается, что тяжелая ситуация на финансовых рынках привела к тому, что руководителям рекламных агентств пришлось жестко контролировать затраты по всем направлениям деятельности. Однако несмотря на это рост доходов от интернет-рекламы в 2008 году, согласно прогнозам, будет измеряться двузначным показателем.

Ранее полученная информация свидетельствует о том, что существует явная взаимосвязь между изменением ВВП и расходами на рекламу. Однако сейчас на рынке происходят структурные изменения в пользу интернет-рекламы, которая не потеряет популярности даже в период спада деловой активности.

По словам Ника Джорджа, партнера PricewaterhouseCoopers LLP,

«Двузначные показатели темпов роста в тяжелых экономических условиях впечатляют; найдется не так много отраслей, в которых это возможно. Мы ожидаем, что медийные компании и инвесторы будут продолжать инвестировать в онлайн-технологии, что отражает возросший долевой коэффициент этих технологий в рамках их бизнеса или в составе портфелей».

Эксперты отмечают, что поисковые системы сейчас являются самыми устойчивыми и легко адаптируемыми, учитывая их окупаемость, которую несложно рассчитать. Эта тенденция наблюдается в Великобритании, где рост в секторе поисковых систем составил 30%.
Дальнейшие исследования рынков Германии и Польши указывают на то, что вскоре масштабные изменения произойдут во всей Европе. Рубричная реклама продолжит перемещение в онлайн-пространство, тем самым компенсируя общий спад в этом сегменте. Самые важные вопросы касаются визуализации информации. Получают развитие новые технологии, такие как персонализация контента и онлайн-видео, но они пока представлены лишь фрагментарно, а рекламодатели часто с недоверием относятся к непроверенным новинкам и не склонны вкладывать в них деньги.

Переход от оффлайн- к онлайн-технологиям сильно зависит от возможности количественной оценки последних, а в мире интернет-рекламы нет ничего важнее окупаемости инвестиций.

Примечания для редактора:

1. За дополнительной информацией и комментариями обращайтесь, пожалуйста, к Анне Когосовой по тел.: +7 (495) 967-6172, моб.: +7 (903) 961-2683, e-mail: anna.kogossova@ru.pwc.com

2. PricewaterhouseCoopers предоставляет аудиторские услуги, услуги в области бизнес-консультирования, налогообложения и права компаниям разных отраслей. Наши услуги направлены на увеличение стоимости бизнеса клиентов, а также его ценности для общества в целом. Более 155 000 сотрудников в 153 странах используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.

Под "PricewaterhouseCoopers" понимаются фирмы, входящие в глобальную сеть компаний PricewaterhouseCoopers International Limited, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.