Как пользователи рунета покупают подарки.

8 Октября 2008
Пользуясь своим «служебным положением» (а именно — статусом навигатора подарков в рунете и агрегатора предложений большинства интернет-магазинов этой тематики) портал «Подарки.ру» провёл первое исследование, посвящённое составу и поведению российских покупателей подарков в интернете. Респондентами в нём выступили владельцы или топ-менеджеры интернет-магазинов подарочной тематики, ответившие на три вопроса.

Результаты опроса и сделанные на их основе выводы и наблюдения — перед вами. Разумеется, на академичность и 100% статистическую достоверность мы не претендуем, но всё равно получилось интересно и полезно для дела.


Вопрос 1. Кто чаще делает покупки в вашем интернет-магазине — мужчины или женщины?

Если коротко, то «в среднем по больнице» получается примерно так: 60/40 в пользу дам. И вдобавок — с тенденцией постепенного увеличения числа представительниц прекрасного пола. При этом тематика интернет-магазина, похоже, далеко не всегда определяет гендерный состав его посетителей: у магазинов, специализирующихся на подарках для женщин, обычно не меньше покупателей-мужчин, чем у ресурсов, предлагающих исключительно «мужские подарки». И наоборот. Разумеется, есть исключения: например, подарки для маленьких детей в большинстве заказывают женщины, а всевозможную электронику — мужчины. Но и тут картина постепенно выравнивается.
Вывод: стереотип «женщины плохо разбираются в компьютерах-интернетах и боятся делать покупки online» устарел окончательно. Дамы сегодня не только пользуются преимуществами интернет-шопинга наравне с мужчинами, но и уверенно их обгоняют.


Вопрос 2. Есть ли у вашего магазина «пиковые» дни недели, на которые обычно приходится больше всего заказов? Если да, то с чем это связано?

По этому вопросу — полный разброд и шатание. Наши респонденты оказались солидарны только в одном: в выходные заказов меньше всего. Что касается пятёрки рабочих дней, тут мнения разделились: разные магазины называют самыми «горячими» разные дни недели. Впрочем, применение нехитрых правил статистики позволило найти очевидного лидера. Это четверг — его считает самым благодатным больше всего ответивших на наши вопросы. Далее, с небольшим, но всё-таки отрывом, идёт пятница, потом — вторник. Наименее «клёвые» — понедельник и среда.
Судя по всему, четверг стал победителем во многом благодаря офисным сотрудникам: с понедельника по среду они очухиваются от выходных и пытаются работать, а в пятницу, как известно, большинству из них тоже не до поиска подарков (кроме того, доставка в выходные есть не везде и не всем подходит). Так что четвёртый рабочий день недели оказывается в итоге самым подходящим для того, чтобы найти подходящий презент и заказать его доставку на следующий день.
«Подарки.ру» подтверждают: четверг действительно рулит. В этот день число переходов на сайты интернет-магазинов со страниц навигатора действительно выше. Не в разы, конечно, но выше. Исключение — предпраздничные даты, когда число посетителей и, соответственно, переходов резко увеличивается.


3. В последнее время некоторые эксперты отмечают, что сезонность спроса в российских интернет-магазинах подарков стала размываться. Конечно, предпраздничные всплески (под Новый год, 23 февраля или 8 марта) никуда не делись, но в остальные периоды спрос постепенно становится более равномерным, без заметных провалов. Согласны ли вы с таким мнением — и если да, то как вы можете объяснить эту тенденцию?

Тут у нас получилось «фифти-фифти». Примерно половина ответивших согласна с экспертным мнением, озвученным в вопросе, остальные считают, что такой тенденции нет. При этом подавляющее большинство респондентов считает летние месяцы по-прежнему резко выраженным «низким сезоном».
А вот как объясняют выравнивание спроса те, кто считает, что оно таки имеет место:
• Покупки в интернет-магазинах подарков всё чаще делаются не только накануне всеобщих праздников наподобие Нового года или 8 марта, но и по случаю личных торжеств — дней рождения, свадеб, юбилеев и так далее. Это происходит вследствие расширения клиентуры и по возрасту, и по уровню дохода.
• Интернет-магазины, в том числе подарочные, перестают быть «экзотикой» и переходят в разряд привычных мест покупок.
• Срабатывает «эффект пробок»: в больших городах купить товар с доставкой становится заметно удобней и выгодней, чем ехать за ним в магазин.
• Всё больше покупателей начинает видеть разницу в ценах между «оффлайном» и «онлайном» в пользу последнего.