Исследование эффетивности белорусских интернет-магазинов

10 Августа 2008
Электронная торговля в Беларуси развивается по своим особым правилам. По данным Министерства торговли ежегодно количество интернет-магазинов в Беларуси в среднем увеличивается на 100 объектов. При этом общая численность остается практически неизменной. Сколько магазинов появляется - столько их и исчезает…

Этот неутешительный факт свидетельствует о том, что время большой торговли в Беларуси еще не пришло. По оценке заведующего кафедрой менеджмента экономического факультета БГУ Бориса Паньшина, среднемесячный оборот белорусских магазинов составляет Br26 млрд., что составляет, согласитесь, кругленькую сумму. По закону Парето 20% интернет-магазинов приносят 80% общего оборота. Выходит, что средний оборот каждого из 140 лучших магазинов составляет Br37 млн., что в эквиваленте составляет более $17 тыс. в месяц. Неплохой бизнес, не правда ли? По словам представителя Минторга А.Новикова, “у некоторых магазинов товарооборот исчисляется двумя-тремя сотнями тысяч долларов”. Оффлайновые предприниматели отдыхают

В то же время, прогнозы аналитиков интернет-рынка неутешительны: количество интернет-магазинов в Байнете может значительно сократиться в скором времени. Такой вывод напрашивается после ознакомления с постановлением Совета Министров от 8 сентября № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети интернет». Согласно этому документу, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь придется осуществлять розничную интернет-торговлю по замысловатым правилам.Следует отметить, что розничная торговля товарами через интернет в Беларуси относится к торговле по образцам (фотографии или изображения товаров).

Согласно законодательству, розничная интернет-торговля может осуществляться только через сайт, зарегистрированный на сервере в Беларуси. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю через интернет-магазин, обязаны предоставлять потребителям полную информацию о своем юридическом адресе, о предлагаемых товарах и услугах, давать гарантии. Доменное имя интернет-магазина должно быть прописано в лицензии.

Особенностью отечественной интернет-торговли является то, что покупатель, в большинстве случаев, может лишь ознакомиться с предлагаемым товаром в интернете, заказать его. Сама же покупка происходит, как правило, в оффлайне. К оплате принимаются только белорусские деньги, будь то наличные или безналичные. При этом, по оценкам специалистов, более 60% заказов в интернет-магазинах осуществляются не через сайт компании, а звонком по телефону.

Преимущества интернет-магазинов

О преимуществах интернет-торговли сказано и написано достаточно много. Отметим лишь основные плюсы, а также те преимущества, о которых часто забывают.

1. Торговая точка в интернете - это быстрый способ начать свой бизнес.

2. Торговая точка в интернете - это способ проверить спрос на тот или иной товар, категорию товаров.

3. Интернет-магазин не требует сколько-нибудь больших затрат на создание. Он прост в обслуживании. При правильной организации дела виртуальный магазин может отнимать совсем немного времени. Некоторые интернет-магазины являются дополнительным источником пассивного дохода для их владельцев, в то время как те трудятся в других сферах.

4. Интернет-магазин - это способ инвестировать деньги. Сайт интернет-магазина можно выгодно продать, если он грамотно спроектирован и соответствует критериям хорошего сайта.

5. Торговая площадка в интернете - это способ автоматизации, как торговли, так и бизнес-процессов предприятия.

Недостатки интернет-торговли, которые становятся проблемами

1. Невыдача кассовых чеков при покупке товара.

2. Отсутствие бумажных кассовых чеков при оплате электронными деньгами.

3. Отсутствие должных документов на реализуемый товар.

4. Отсутствие товара на складе.

5. Недостаточное описание товара или ошибки в описании.

6. Проблемы с организацией доставки.

7. Доставка, как правило, платная (!).

8. Отсутствие собственного склада.

9. Отсутствие интегрированной с сайтом автоматизированной системы учета складских запасов.

10. Боязнь или неприятие рекламы, неумение рекламироваться в интернете.

Анализ эффективности сайтов интернет-магазинов

Интернет-торговля развивается. Появляются новые магазины, «старые» либо приспосабливаются к рыночным условиям, либо исчезают. Процесс естественный, но не безболезненный. Первый белорусский портал о маркетинге http://www.pro-marketing.by/ совместно с интернет-агентством elab.by при поддержке интернет-издания о высоких технологиях в Беларуси http://www.bybanner.com/, провел первое исследование белорусских интернет-магазинов «Анализ эффективности сайтов интернет-магазинов». В рамках исследования были проанализированы сайты боле 50 интернет-магазинов, которые были заметны в сети. Выбор участников производился с помощью поисковых систем. Так как общее количество легальных интернет-магазинов составляет примерно 700, то выборка в 50+ достаточно репрезентативна. Некоторые магазины были исключены из результатов исследования, т.к. не представляли совершенно никакой ценности, как говорится, выбивались из ряда вон.

Безусловно, все сайты охватить не удалось. Однако мы сделали достаточно, чтобы проиллюстрировать основную проблему онлайнового бизнеса - вопиющее неумение пользоваться главным инструментом интернет-тоговли - интернет-сайтом, а также обозначить основные критические области сайтов белорусских интернет-магазинов. Конечно, руководители интернет-магазинов могут не согласиться с нашими доводами и привести свои аргументы в пользу того, что интернет-бизнес в Беларуси сродни эквилибристике, ресурсов на развитие и рекламу не хватает, приходится сталкиваться с препонами, платить неподъемные налоги, принимать многочисленные проверки… Да мало ли что еще! Наверняка у каждого, кто ищет, найдется причина опустить руки и уйти из бизнеса. Как говорится, в мире достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно темноты для тех, кто не хочет.

Однако прочитайте внимательно эту статью и просто подумайте о выводах, сделанных нами. Мы не претендуем на истину в первой инстанции. Однако надеемся, что данные и выводы, приведенные в статье, будут полезны белорусским интернет-маркетологам и владельцам интернет-магазинов. Будем рады вашим отзывам и конструктивной критике. В следующем исследовании постараемся учесть все поступившие пожелания.

Забегая вперед отметим, что отечественным интернет-магазинам явно не хватает умения работать в специфической среде - интернете, далеки от совершенства рекламные и описательные тексты сайтов, хромает дизайн, оптимизации под поисковые системы практически не уделяется внимания, юзабилити сайтов просто ужасное! Совсем «убивают продажи» программные ошибки, которые то и дело всплывают на сайтах. Отдельная тема - «продавцы», не имеющие навыков продаж и общения с клиентами как таковых. Перефразируя цитату классика, хочется воскликнуть: «Как же далеки они от потребителя!». Но обо всем по порядку.

Об исследовании

Исследование проведено с целью определения рейтинга 50 сайтов интернет-магазинов, выявления их слабых сторон, обобщения типичных недостатков и грубых ошибок. Результатом исследования стали выводы и рекомендации по улучшению магазинов. Страна должна знать своих лидеров и аутсайдеров в области интернет-торговли! Анализ сайтов проводился по 67 критериям, сгруппированным следующим образом:

- типовая структура сайта предприятия и количественная оценка наличия разделов;

- погрешности в структуре и навигационных функциях;

- погрешности в дизайне и юзабилити;

- погрешности в функционировании сайта;

- оценка элементов интерактивности;

- оценка дополнительных ресурсов сайта;

- оценка негативных характеристик имени;

- наличие сайта интернет-магазина в каталогах и поисковых системах;

- количество ссылок на сайт с поисковиков;

- число проиндексированных страниц;

- анализ показателей авторитетности (тематический индекс цитирования и PageRank).

В исследовании мы намеренно опустили вопросы поисковой оптимизации сайтов, т.к. практически все сайты интернет-магазинов не оптимизированы. Возможно, это станет темой отдельного исследования. В наши цели не входила подача подробных отчетов по каждому сайту, проанализированному в рамках исследования. Заинтересованные лица и организации смогут бесплатно получить базовый аудит сайта, обратившись с соответствующим запросом. Предложение действует с 12 июня по 1 июля текущего года.

Исследование проводилось в 4 этапа:

- оставление списка исследуемых сайтов;

- просмотр сайтов;

- анализ сайтов, занесение данных в таблицу;

- выводы и рекомендации, построение рейтингов.

В данной статье изложены также практические рекомендации по развитию сайтов, которые актуальны для большинства интернет-магазинов.

Функции сайта

Кроме имиджевой составляющей, сайт должен выполнять такие функции, как:

- разъяснение потребителям основных свойств и преимуществ предлагаемых товаров и услуг, способов их применения и условий приобретения;

- оказание консультативной помощи потенциальным покупателям;

- прием и обработка заказов, оформление документов;

- доставка покупателю выбранного товара или оказание услуги;

- получение детальной статистики по заказам и по продажам;

- организация баз данных клиентов и др.;

- накопление статистических данных о посетителях с целью анализа целевой аудитории и повторных продаж;

- возможность построения торговых сетей;

- расширение рынка сбыта.

Отметим, что сайт интернет-магазина, который постоянно доступен, насыщен актуальной и правильно структурированной информацией, имеет интуитивно понятные элементы навигации, профессиональный бизнес-дизайн, обладает необходимой функциональностью и интерактивностью становится эффективным инструментом продаж и сбора ценной маркетинговой информации.

Оценка базовых показателей сайтов

Базовые критерии оценки сайта интернет-магазина - это визуальные составляющие сайта, с которыми соприкасается их посетитель, такие как навигация, дизайн, удобство поиска информации и др. Рассмотрим наиболее важные из них.

Содержание

Рекламные и информационные тексты на страницах сайта должны быть строго форматированы и структурированы. Длинные тексты лучше разделить на короткие блоки (абзацы). Заголовки и подзаголовки должны быть хорошо заметны на странице и привлекать максимум внимания. Сами тексты должны быть написаны простым и понятным языком. По возможности без терминов, аббревиатур и сокращений. При необходимости употребления терминологии и аббревиатур стоит давать определения понятий, расшифровывать аббревиатуры. Страницы должны состоять из небольших блоков текста размером с 1-2 небольших абзаца каждый, и не превышать 1-1,5 экрана. Длинные тексты, набранные мелким шрифтом и без отступов между абзацами с экрана трудно читать. Само собой, в текстах не должно быть грамматических, стилистических, речевых ошибок и опечаток. На сайте обязательно должен присутствовать почтовый адрес предприятия, телефоны с кодами, адреса электронной почты, ICQ, Skype и другая контактная информация, так как это существенно повышает доверие к интернет-продавцу.

Сайт в значительной степени является инструментом прямого маркетинга, поэтому каждое обращение к потенциальному покупателю должно заканчиваться ясно выраженным призывом совершить конкретное действие: позвонить, написать, заполнить форму обратной связи, подписаться на рассылку, оставить отзыв о товаре, купить с сайта и т. д.

Важным критерием качества информационного наполнения сайта интернет-магазина является актуальность информации, то есть ее фактическое соответствие запросам целевой аудитории, тенденциям потребительского спроса. Для удержания постоянного интереса к сайту целесообразно использовать разделы, в которых на регулярной основе освещается деятельность предприятия, являющегося владельцем интернет-магазина: новости магазина, новости компании, новости сайта, ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ), новинки продукции, цены, статьи и публикации в прессе о компании, отзывы клиентов, популярные продукты и др. При этом рекомендуем регулярно обновлять новостные разделы сайта (не реже 1-2 раз в месяц).
Алексей Шабловский
Elab
http://www.elab.by