Обзор рынка совместных покупок

31 Января 2016
Дорогие друзья!

А. Как поклонник формы приобретения товаров вскладчину, я решил найти наиболее подходящий ресурс RUнете, который ответить на ряд очень принципиальных вопросов:
1. Действительно ли цена является ниже, чем я могу найти сам?
2. Нужна ли предоплата для осуществления покупки?
3. Защищен ли я от потери предоплаченных товаров и соответственно денег?
4. Каково качество той продукции, которое я заказываю?
5. В какой период мне доставят заказ, и каким способом?

В. Кроме того, будет ряд дополнительных критериев, например:
1. Предлагаемый ассортимент;
2. Удобство для пользователя (навигация);
3. Информативность и прозрачность процедур в цепочке совершения покупки.

С. Так же, в век «высоких» технологий, я хотел найти ответ на главный вопрос:
1. Избавляет ли меня сервис от взаимодействия/общения с оргами?

Ответы на вопросы в блоках А и В зависят от ответа на последний вопрос, так как именно отсюда произрастает «человеческий фактор», влияющий на цепочку событий от выбора товара, до его получения.

Действовал я просто, поисковая фраза «совместные покупки» привели меня к нужным ресурсам. Предварительно понимая, какие виды будут предлагаться, разделил предложения совместных покупок (по способу организации покупки вскладчину) на форумы и сообщества, магазины с разделом для совместных покупок и сервисы.

Форумы и сообщества

Их отличительные черты это сложное восприятие для новоиспеченного пользователя. Шапки, как правило, пестрят не тематической рекламой, с помощью которой форумы пытаются создать источник монетизации, и заставляю гостя форума «ловить зайчиков».

Все форумы можно разделить только по спектру предлагаемых товаров и услуг на универсальные и специализированные. Первые предлагают широкий спектр ТНП и таких большинство (90%). К ним можно отнести следующие форумы:
1. http://sptovarov.ru/
2. http://forum.100sp.ru/
3. http://spmosobl.mybb.ru/
4. http://islam-hijab-sp.ru/
5. http://sp-box.ru/forum/ и многие, многие другие.

Объединяющие черты данных ресурсов связаны с многочисленными «тоники местами», которые, так или иначе, ставят покупателя под финансовые риски. Наблюдая за такого рода объединениями, можно отметить, что всем им не достает критической массы клиентов, что позволило бы формировать объемные заказы к производителю через организатора. Отсюда, экономическая логика подсказывает, что организаторы не смогут набрать достаточный объем для получения у производителя или поставщика выгодной оптовой скидки.

Наравне с этим, кажущийся большой ассортимент в предложениях организаторов по факту таковым не является, так как спрос идет по весьма органичному кругу товаров, например: товары для малышей (одежда и питание), средства личной гигиены, косметика и средства по уходу за телом и волосами.

Самой большой проблемой данных образований является тот факт, что владельцы форумов не несут ни какой ответственности за действия организатора, и более того, служат полем для деятельности мошенников и кидал. Так как организаторами выступают физические лица, можно констатировать, что передача им денег в отсутствии юридической ответственности, рискованное мероприятие.

В случае некондиции вернуть организаторам такой товар будет нереально потому, что организаторский процент мал и не позволяет обслуживать цепочку возврата или обмена товара. Да и сами по себе организаторы ведут незаконную предпринимательскую деятельность, создавая «серый» рынок, оборот которого подобрался к 1 млрд. долларов.
Зачастую, в розничной продаже можно встретить цены ниже, предложенных организаторами «умельцами». Способные организаторы предлагают товар, который очень сложно найти в интернете и сравнить.

Так как физическое лицо это все-таки не системное предприятие с административным, финансовым ресурсом и товарным запасом, время доставки товаров может составлять несколько недель, а то и месяцев (в случае приобретения за рубежом).

Получение товара адресантом, точнее, расходы по нему, лежат на плечах заказчика.
Специализированные строго посвящены одной теме, как правило, это форумы, посвященные информационным продуктам, обучающим программам и приобретением вскладчину доступов к платным сайтам. Наглядные примеры таких форумов:
1. https://infostock.net/
2. https://seoxa.net/
3. https://2skladchik.com/ и далее, бесконечное множество.

Если подводить промежуточный итог, получается, что форумные объединения и сообщества в социальных сетях не позволяют положительно ответить на выше поставленные вопросы о безопасности сделок и гарантии получения товаров.

Магазины с разделом совместных покупок (полусервисы)

Данный вид наиболее прогрессивная форма организации людей для коллективных закупок. Как пример таких форм:
1. https://sp.babyblog.ru/
2. http://sp-tandem.com
3. http://www.repka.com/
4. http://mytishchi.tsh.ru/ и многие другие.

Тут я брал первые попавшиеся и не концентрировался на качестве сервиса. Моя задача была показать разнообразие форм.

Независимо от того, что каталог и корзина при выборе и формировании заказа делает формирование заказа более удобным, чем в случае с форумами и соц. сетями, все же проблемы, перечисленные в теме «Форумы и сообщества» остаются и для магазинов с разделами.

Это так потому, что все осталось завязано на тех же организаторов. То есть в цепочки дистрибуции присутствует большой человеческий фактор и лишние посредники. Кроме того, все та же ограниченная ответственность администрации сайта , все тот же организационный сбор с покупателей, и как правило, далекая от оптовой цена.

Сервисы
Начиная обзор в данной теме, нужно констатировать, что сегодня только один сайт совместных покупок может претендовать на полноценный сервис. Так получилось, что только тут все процессы исключают человеческий фактор и на лицо минимальное участие людей в организации совместных покупок.

Уже на первый взгляд можно сказать, что сервис хоть и позиционирует себя в сегменте В2С, но по внутреннему функционалу он вполне может использоваться и в секторе В2В. Это должно быть востребовано, так как каждый из предпринимателей, занимаясь закупками по отдельности, не сможет добиться лучших условий закупок, чем предложенных сервисом, по двум объективным причинам:
1. У предпринимателя просто может не быть достаточно средств, чтобы выкупить необходимый объем товара у производителя для достижения максимальной скидки;
2. Возможно, у предпринимателя есть необходимые средства, но нет необходимости закупать большую партию товара из-за ограниченного рынка сбыта.

Чтобы осуществить более выгодную закупку, чем предлагает сервис "Складчина", предприниматель должен самостоятельно объединиться с конкурентами, что по понятным причинам маловероятно.

Первое.
Отличительная особенность от остальных форм в том, что юридическое лицо гарантирует сохранность средств покупателя. Это становиться возможным, так как здесь компания сама выступает организатором всех складчин и несет полную юридическую ответственность, как за денежные средства, так и за качество реализуемого товара.

Второе.
В результате универсальности предназначения, сектор простых покупателей (физические лица) может за счет торговых компаний ускорить организацию складчины и благодаря участию в закупках именно этих юридических лиц, получить действительно оптовую цену при розничной покупке (опустить до финишной, самой маленькой).

Третье.
Участие в закупках физических и юридических лиц (как правило, это микро и мини интерент-магазины) позволяет достичь достаточного объема закупки для получения оптовой скидки у производителя.

Четвертое.
Процесс автоматизации цепочки покупки, от заявки до торгов, позволяет убрать обременения с покупателя в части поиска складчиков/компаньонов для выкупа той или иной складчины по конкретному товару. Такая механистическая организация совместных покупок освобождает людей от лишних шагов, связанных с тратой времени и ресурсов.

Пятое.
Специализация на продуктах первой необходимости (преимущественно продовольствие) дает шанс покупателям выбрать наилучшие условия потребления и лишний раз пересмотреть поход в сетевые магазины.

Шестое.
Не менее уникальный «наварот» сервиса это возможность влияния на конечную цену. Буквально это выглядит так: торги проходят в онлайн-режиме. Сервисом "Складчина" выставляется оптовое предложение, которое делиться на множество микрооптовых партий. Далее, каждый из заинтересованных участников выкупает интересующую его заказ. С выкупом каждого нового объема понижается цена от стартовой к финишной. Таким образом, все участники выкупа складчины по конкретному товару, непосредственно влияют на конечную стоимость товара и способны довести ее до цены производителя.

Безусловно, можно отметить и то, от чего сервис «Складчина» не смог уйти – от предоплаты за товар. Для участия в закупках необходимо иметь на личном счету средства. На редукционе действует депозитная система и это необходимость. В другом случае владельцы сервиса будут очень часто сталкиваться с отказами уже после проведения торгов. Как следствие, сервис будет вынужден выкупать товар себе на склад, что будет рождать затоварку и «нагружать» проект дополнительными расходами на хранение.

Так же сегодняшним недостатком является небольшой ассортимент и отсутствие в городах всей номенклатуры, но опять же, это вопрос молодости проекта.

Учитывая все плюсы и минусы, нужно отметить высокую социальную значимость проекта в это нелегкое время. Данный сервис это подспорье для рядовых людей, которые выступают участниками складчины с целью значительно экономить домашний бюджет.

Проект "Складчина" это детище очередного кризиса и является отражением действительного положения дел в экономике страны, когда каждому из нас на порог приходит неопределённость и потери. Как показывает история, объединение людей в трудные времена позволяло не упасть духом, сохранить честь и уберечь род!

Своей миссией проект видит борьбу с искусственным завышением цен через сокращение паразитических коммерческих структур. Своим присутствием в интернет-среде, сервис хочет нивелировать влияние на ценообразование в российском ритейле искусственных посреднических звеньев.

При таком подходе «Складчина» может стать народным инструментом оздоровления торговых отношений внутри страны.
Уваров Константин
ООО "Складчина"
89150983745
skladchina2015@gmail.com
Редукцион Складчина