Права пассажиров

7 Ноября 2013
Наверно, нет такого человека в России, кто никогда бы не пользовался общественным транспортом. Все мы утром едем на работу – на метро, в маршрутках, автобусах, троллейбусах. Однако большинство из нас не подозревает, что, находясь в роли пассажира в этот момент, он имеет свои права. Одно из них – это право знать, кто должен компенсировать ущерб жизни и здоровью в случае аварии. Вы скажете, ответ очевиден – водитель! Но это не совсем так. Конечно, от опытности водителя зависит Ваша безопасность, но в случае, например, если произойдет авария не по его вине, водитель не понесет ответственности за жизнь и здоровье пассажира. Можно, конечно, долго искать виноватых и требовать с них возмещения вреда, а можно просто знать закон. С 1 января 2013 года в России действует Федеральный закон от 14.06.2012 ¹67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном". Согласно этому закону абсолютно все пассажиры общественного транспорта в России должны быть застрахованы. Информация о том, в какую страховую компанию обращаться, размещается внутри салона транспорта. Если такой информации нет, то Вы сможете получить ее на сайте компании-перевозчика. Кстати, легковое такси, которым мы тоже часто пользуемся, под закон не подпадает.
Хорошо, скажете Вы, это все теория. Но что же делать, куда бежать, если авария все-таки произошла? Употребляя слово авария, мы подразумеваем не только столкновение транспортных средств, но и падение пассажира в результате резкого торможения, опасного маневра, зажатие между дверьми и другие травмы, полученные во время движения транспорта.
Итак, если Вы пострадали при аварии, нужно действовать последовательно. Сообщите водителю, что Вам причинен вред. Настаивайте на вызове ГИБДД. Дождитесь скорой помощи либо обратитесь в медицинское учреждение самостоятельно, предварительно сообщив об этом водителю или перевозчику. Да, не забудьте сказать врачам, что Вы пострадали в результате аварии. Запишите контакты перевозчика. Если есть возможность, сфотографируйте место происшествия. Звоните перевозчику, говорите о том, что случилась авария и спрашивайте, когда будут готовы документы. После того, как лечение пройдено, берите справку от врача, где указан точный диагноз, и обращайтесь в страховую компанию (после того, как получите справку из ГИБДД). В страховой компании Вам расскажут, что нужно сделать, чтобы получить выплату.
На какую выплату пассажир может рассчитывать? Все зависит от характера травмы и длительности лечения. Минимальная выплата – 2 тыс. руб., максимальная – 2 млн. руб., ну а в среднем около 120 тысяч рублей. Если же, не дай Бог, в общественном транспорте погиб кто-то из Ваших близких, то выплата составит 2 миллиона рублей.
Всю подробную информацию о правах пассажиров, написанную доступным языком и с примерами, можно найти на сайте www.prava-passazhirov.ru. Если Вы думаете, что Вас и Ваших близких это не касается, то мы, конечно, пожелаем Вам и дальше не попадать в такие ситуации, но приведем статистику: с начала текущего года только по данным СМИ в авариях на общественном транспорте погибло более 180 пассажиров и получили травмы почти 3000 пассажиров. Внушительные цифры, согласитесь? И почти никто из них не знал о страховке и не обращался за деньгами…
Здоровья Вам и Вашим близким!
Полина Князева
Сообщество пассажиров
Права пассажиров