Интернет-страхование: миф или реальность?

17 Мая 2012
Интернет-страхование – это новое направление, которое только появляется в нашей стране, поэтому в первую очередь мы можем обращаться к опыту западных стран, где интернет-страхование развивается уже достаточно давно. Особенно показателен опыт Великобритании как одного из лидеров интернет-страхования.
Стимулом и основной предпосылкой развития этого направления стало развитие прямого страхования – Direct Insurance, – когда страховые компании сами продают свои продукты потребителям. В России направление Direct Insurance активно развивают такие компании, как «Интач страхование» и «Ренессанс Страхование». Другие каналы – продажа страховок через агентов, брокеров или через собственные представительства, филиалы – в любом случае подразумевают участие посредников. При Direct Insurance же клиент взаимодействует напрямую со страховой компанией.
Если обратиться к опыту западных стран, то мы увидим, что уже в 90-е годы специалисты страховых компаний начали понимать, что для развития Direct Insurance необходимо привлекать клиентов, в том числе и на свои сайты. Так стали появляться компании, которые агрегировали предложения страховых продуктов от разных страховщиков и направляли клиента напрямую в страховую компанию с наиболее выгодными для него условиями. В России Direct Insurance появился 5-6 лет назад, и названные мной российские компании как раз опираются на привлечение клиентов через собственные сайты.
Преимущества агентского онлайн-страхования в том, что клиенту предоставляется право выбора и возможность самому найти самое оптимальное предложение. Однако с развитием сегмента в России существует ряд проблем. Например, развитие интернет-автострахования затруднено отсутствием электронного полиса, необходимостью осмотра автотранспорта, а также отсутствием единой электронной базы автомобилей. Можно сказать, что сейчас в России автостраховки продаются гибридно: клиент приходит через Интернет, но сама продажа совершается в офлайне, после осмотра автомобиля.
Сейчас объем онлайн-продаж КАСКО оценивается в 60-80 млн $, и это чуть более 1% от общего объема рынка КАСКО (5 млрд $). Доля онлайн-продаж на рынке ОСАГО составляет менее 1% (объем рынка ОСАГО оценивается в 3 млрд $). На Западе же доля интернет-продаж полисов ОСАГО (как более простого страхового продукта) составляет около 30-40%, в странах Прибалтики, где введен электронный полис, эта цифра колеблется в пределах 15-20%.
Что же касается перспектив интернет-страхования в России, то они, на мой взгляд, гигантские: возможность самостоятельно покупать страховку, при этом имея широчайший выбор, – это тот путь, по которому развивается большинство направлений розничных продаж. И даже если ориентироваться на цифры, озвученные мной для Прибалтики, можно предположить, что рынок онлайн-продаж полисов ОСАГО составит порядка 400-500 млн $ после введения электронного полиса, то есть вырастет в десятки раз по сравнению с текущими уровнями.
Наш страховой онлайн супермаркет «СравниКупи» стал одной из первых компаний, которые вышли на рынок интернет-страхования. Мы развиваем свой бизнес, ориентируясь на онлайн-маркетинг и генерацию интернет-заказов. Конечно, мы тоже сталкиваемся с теми проблемами рынка, о которых я уже говорил и которые мешают нам стать полноценным онлайн-игроком. Наша стратегия развития – создание наилучшего сервиса по покупке и сравнению страховых продуктов, который бы обеспечивал клиенту приобретение полиса по минимальной цене при максимальной защищенности в случае наступления страхового случая.
Чтобы лучше понять наше предложение, возьмем, например, IBM и Apple. Apple – это не только «железо». Покупая продукцию Apple, Вы получаете все программное обеспечение сразу. В случае же с IBM Вам придется самостоятельно что-то находить, устанавливать и т.д. Мы хотим быть Apple на рынке онлайн-страхования.
Для нашей компании важен креатив в области услуг. И над этим креативом каждый день работает команда настоящих профессионалов, каждый из которых уже добился в прошлом значительных результатов в страховании, ИТ, онлайн-маркетинге, продажах. Наше отличие в том, что мы не только специалисты в области ИТ и онлайн-маркетинга, но и специалисты в области страхования. Это и определяет наше лидерство.