Страховщики заинтересовались технологией детекции лжи по голосу для выявления мошенничеств

1 Ноября 2011
28 октября в помещении бизнеса-центра «Парус», в г. Киеве, состоялась презентация одной из новейших технологий израильской компании NEMESYSCO по дистанционному определению (детекции) лжи по голосу.
В этом мероприятии, с приветственным словом к участникам которого обратились глава Лиги страховых организаций Украины А. Филонюк и президент МТСБУ В. Романишин, принимали участие и представители Департамента безопасности НАСК «Оранта».
В целом презентация довольно значительного достижения научно-технического прогресса в области дистанционной детекции голосовой информации на предмет ее правдивости вызвала значительный интерес у присутствующих. Внедрение данной разработки в сфере страховой деятельности позволило бы значительно сократить потери страховщиков от мошенничеств, объем которых, как показывает практика, с каждым годом, особенно начиная с 2009-го, неустанно возрастает.
Однако, эффективное использование данной научной разработки в деятельности страховых компаний в ныне действующих правовых условиях, к сожалению, практически невозможно, особенно в сегментах обязательного страхования, например, обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.
Известно, что значительная, если не основная, часть мошенничеств осуществляется еще на этапе заключения договоров страхования. Именно на этом этапе использование упомянутой технологии могло бы помочь принять правильное решение относительно целесообразности заключения договора страхования со страхователем с негативными данными голосовой детекции.
Однако, к сожалению, данная новинка позволяет анализировать только телефонные сообщения, но ведь договора страхования по телефону не заключаются.
Не сможет данный метод, в условиях существующего правового поля, использоваться в полной мере и на следующих, после заключения договора страхования, этапах, поскольку ни гражданским, ни уголовным законодательством не предусмотрена возможность использования заключений, полученных в результате такого вида исследований, в качестве доказательств. А это означает, что любое обращение страхователя с иском или жалобой на отказ в страховом возмещении на основании подобного заключения не только в суд, но и в Госфинуслуг или в то же МТСБУ, обречено на удовлетворение.
Именно поэтому, до изменения соответствующих правовых условий, о необходимости внедрения которых говорили представители Лиги страховых организаций и МТСБУ, страховые компании в своей деятельности должны использовать способы доказывания, основанные на нормах действующего законодательства, поскольку считаться доказательством могут только данные, полученные установленным законом способом.
А пока полученные вследствие голосовой детекции негативные данные могут использоваться работниками страховых компаний только как сигнал для повышенного внимания при работе с такими страхователями и, возможно, как один из признаков страхового мошенничества, который служил бы основанием для начала процедуры страхового расследования по таким страховым случаям.

Юрий МАТЕВКА, директор департамента безопасности НАСК «Оранта»
НАСК
НАСК