Отношение УФС к новому новому налоговому кодексу

2 Декабря 2010
-- Какое отношение у Украинской федерации страхования к новому Налоговому Кодексу, который планируется к принятию?

В целом отношение у УФС к налоговому кодексу сдержанное.
С одной стороны применение общей системы налогообложения к страхованию для классических страховщиков выгодно, так как у них значительные затраты связаны с созданием и поддержанием сетевой инфраструктуры (отделений), информационных технологий. Таким образом, сегодня при действующей системе такими страховщиками уплачивается налог в сумне –50, 70, 100 и больше процентов от размера прибыли.
С другой стороны, значительные риски связаны с самим текстом и администрированием НК. В процессе отработки текста НК предложения УФС и других объединений ко многим положениям НК, регулирующих налогообложение страховщиков, были в основном учтены. Это была длительная сложная работа, серьёзный, профессиональный диалог с представителями Минфина, Налоговой администрации, Госфинуслуг, комитетами Верховного совета, народными депутатами.
В целом удалось найти максимально сбалансированные решения.
После вступления в силу положений НК, касающихся страховщиков-а это произойдёт 1 апреля 2012 года(если ничего не изменится) мы ожидаем очень больших дискуссий (в лучшем случае) или мночисленных судебных споров страховщиков с органами Налоговой администрации относительно применений конкретных, пусть даже и усовершенствованных норм НК.

-- Почему?

Очень просто. Если сегодня сотрудники Налоговой администрации, как правило, имеют дело лишь с двумя показателями в деятельности страховщиков – это страховые премии и перестраховочные премии, то при переходе на общую систему у них значительно расширяется поле деятельности. В их компетенции будут уже и выплаты, и резервы, и другие затраты, взаимоотношение между «льготируемой» частью деятельности страховщиков по жизни и «не льготируемой».
То есть, в целом, затраты на администрирование значительно увеличатся в любом случае.. Как у налоговой администрации, так и у страховщиков. Ведь новая система потребует изменений в программном обеспечении, набора новых дополнительных сотрудников, разработки основательной нормативной и методологической базы.
И все будет зависеть от подхода государства. Если будет применяться принцип «Я начальник, ты – дурак», тогда эти затраты будут значительно больше. А если государство априори (если не доказано иное) будет считать страховщиков партнерами, которыезарабатывая прибыль, пополняют государственную казну, все проблемы, возникающие в процессе применения положений НК будут рассматриваться прозрачно, своевременно, и по этим вопросам будут организованы консультации «до» принятия решения, будет применяться процедура предварительного обнародования проектов, то многих затрат можно будет избежать.
Что перевесит – экономия на размере уплачиваемого налога или затраты на администрирование будет зависеть от практики. Мы, естественно, рассчитываем на конструктивное сотрудничество, тем более, что в процессе работы над НК налажены нормальные профессиональны взаимоотношения и найдено взаимопонимание в решении сложных вопросов.

-- А страховой рынок по новой системе будет платить больше налогов, чем платит сейчас. Просчитывали ли вы цифры?

Если мы говорим о переходной периоде в один год, то рынок в среднем будет платить больше на 30%. Поскольку в среднем около трети премий – это перестрахование. Сегодня же налогооблагаемый доход уменьшается на сумму перестраховочных премий. А в переходный период такого уменьшения не будет. Поэтому налоги возрастут в среднем на треть в первый год. Но с другой стороны это позволит очистить рынок от схем. Таким образом, использование страхования для уклонения от уплаты налогов в других секторах экономики будет не выгодно.

-- Вы думаете, что страховщики не найдут новые схемы уклонений?

Прежде всего, будет разрушена действующая схема, предполагающая многократное перестрахование. Ведь каждый раз надо будет уплачивать 3% с перестраховочных премий. Заключение же договора страхования страхователя напрямую с “налоговой ямой” подвергает значительным рискам обоих. При этом существенно упрощается работа налоговых органов по расследованию фактов уклонения от уплаты налогов.
Но через год перестрахование включается в затраты и возможность в затратах спрятать подобные вещи – остается. И мы обращали внимание на это, когда еще концептуально решался вопрос перевода рынка на общую систему. Но, во-первых, существует финансовый мониторинг и соответствующие органы. Они знают о подобных финансовых операциях. Поэтому уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах – это уголовное преступление и, если подобные механизмы будут и дальше применяться, то их будут выявлять соответствующие правохранительные органы.
Кроме того, мы рассчитываем на более жесткую позицию регулятора небанковских финансовых рынков в отношении требований к страховым компаниям по резервированию, по достоверности отчетности, рассчитываем, что будет усовершенствованы процедуры входа на рынок и выхода с рынка.
Сейчас в рамках рабочей группы в ГФУ, созданной по инициативе УФС, совместно со специалистами ГФУ и специалистами их других объединений страховщиков, мы отрабатываем новые положения закона «О страховании». Мы предполагаем, что создание страховой компании будет осуществляться по цивилизованной европейской процедуре, требующей представление бизнес – плана, раскрытие источников формирования уставных и других фондов страховщика, повышение прозрачности регулятора и страховщика и другие меры по оздоровлению рынка, наведению на нем порядка.
Таким образом, нельзя рассматривать внедрение налогового кодекса как “вещь в себе”. Важно, чтобы власть с одной стороны вела конструктивный диалог с рынком при внедрении НК, своевременно разъясняла его положения и учитывала специфику страхования, и параллельно, оздоравливала страховой рынок, повышала требования к страховщикам, совершенствовала процедуру входа на рынок и выхода из него. Для того, чтобы налоговые ямы нельзя было создавать на основании подложных документов несуществующих лиц или краденых документов с целью уклонения от уголовной ответственности, чтобы у создаваемого страховщика были те учредители, которые предъявят необходимые суммы средств для создания компании из задекларированных легальных источников.

-- Когда впервые страховщик должен будет уплатить налог по новой системе?

Страховщикам дается переходной период – один год. На протяжении этого года мы будем уплачивать налог на прибыль в сумме трех процентов от собранных премий (не вычитая перестрахования).
В среднем рынок будет платить больше (нежели платит налогов сейчас) на 30% в среднем. Однако если у страховщика перестрахование занимало 10% или 5%, то он будет платить всего лишь на 5-10% больше налогов, чем до сих пор. Все зависит от доли перестрахования. Если у страховщика перестрахование было 99%, то он будет платить в 100 раз больше. Но я все же думаю, что у такой компании и в целом на рынке просто резко упадут премии. Ведь те компании, которые 99% премий отдают в перестрахование скорее всего все же оптимизаторы. И они уйдут.
УФС предполагает, что в 2011 году брутто-премии по всем видам страхования упадут. В принципе, это положительное явление, рынок должен очищаться.
Классический же рынок в переходной период заплатит налогов всего на 10-15% больше. Именно столько процентов в среднем члены УФС отдают премий в перестрахование.
А налог по общей системе в переходный период страховщики будут рассчитывать, но не уплачивать. Это делается для статистики, для методологической отработки всех проблемных вопросов, что-бы после начала реального администрирования избежать как можно большего числа противоречий и неопределённостей, а также заблаговременно наработать предложения по дальнейшему совершенствованию системы налогообложения страховщиков.
Тем более, что в силу разных обстоятельств не были учтены ряд предложений страховщиков , направленных на повышение социальной ориентированности НК, в частности предоставление гражданам Украины равных условий при оплате налога на доходы физических лиц в связи с долгосрочным страхованием жизни, медицинским страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением по сравнению с льготами для государственного социального страхования . Предполагается продолжение работы над этими вопросами и их разрешение в процессе реформирования системы финансирования здравоохранения, пенсионной системы и других реформ в социальной сфере.