ОСАГО ждут глобальные изменения в 2012 году

25 Августа 2011
В июле этого года произошла ожидаемая корректировка коэффициентов страховых тарифов по договорам ОСАГО. В частности, в ряде городов России значительно повысился территориальный коэффициент. Например, в Ухте и Петрозаводске он вырос с 1-го до 1,3. По мнению старшего преподавателя отделения страхового права Санкт-Петербургского Института управления и права Сергея Краснова, повышение коэффициентов вполне обосновано, так как в некоторых регионах убыточность по ОСАГО превышает 100%.
"Это не очередной грабеж, а вынужденная мера", - прокомментировал эксперт.
В тоже время член Координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Александр Холодов считает, что "по такой логике в регионах с хорошей прибылью по ОСАГО региональный коэффициент должен снижаться".
По его словам, "страховые компании лукавят, когда говорят, что ежегодно пересматривают убыточные регионы и корректируют региональные коэффициенты". "Если страховщики говорят, что в Петербурге и Ленобласти хорошая прибыль, почему тогда тарифы не снижают? Региональный коэффициент перестал быть корректировкой в связи с убыточностью региона и стал способом повышения тарифов", - полагает А.Холодов.

Доцент кафедры страхования Университета Экономики и Финансов Денис Горулев уверен, что повышать надо не тариф, а страховую сумму. "Тогда мы сможем формировать страховой фонд, более адекватно покрывать за счет возросшей страховой суммы лимиты ответственности, убытки, осуществлять полноценную фондированность создания страховых фондов", - отметил Д.Горулев.
Он подчеркнул, что тариф на ОСАГО сильно завышен, а страховая сумма занижена: "Если в Германии 200 евро покрывает 2 млн. евро, то у нас за 100 евро покрытие 120 тыс. рублей".

Изменения регионального коэффициента не коснулись Петербурга и Ленобласти, однако здесь повысились другие параметры.

Как рассказал журналистам директор филиала в Петербурге ЗАСО "ЭРГО-Русь" Андрей Знаменский, вырос коэффициент для молодых и неопытных водителей со стажем до трех лет, а также коэффициент для машин мощностью от 50 до 100 лошадиных сил, то есть по большей части для отечественных авто. По словам А.Знаменского, совокупное повышение тарифа для физических лиц в Санкт-Петербурге составит 2,1%. "В первую очередь, это будет распространяться на отечественные автомобили с молодыми водителями", - уточнил А.Знаменский.

В дальнейшем ОСАГО ждут еще большие перемены. Как рассказал А.Знаменский, осенью должен быть рассмотрен и принят Госдумой проект поправок в закон об ОСАГО. Документ предусматривает повышение страховой суммы по имуществу со 120 тыс. рублей до 400 тыс. на каждого пострадавшего вне зависимости от количества пострадавших, по жизни и здоровью - со 160 тыс. рублей до 500 тыс. Это, в свою очередь, повлечет за собой повышение тарифов. Однако произойдет это не раньше президентских выборов - то есть 2012 года, - полагает А.Знаменский.

Кроме того, новый закон об ОСАГО должен упростить процедуру получения выплаты в случаи травмы или смерти. "Это полностью перевернет ситуацию с возмещением убытков по ОСАГО. Если сейчас львиная доля всех выплат приходится на "железо", то после внесения этих изменений доля выплат по жизни и здоровью должна существенно вырасти", - сказал А.Знаменский.

Эксперт полагает, что новый закон об ОСАГО решит и проблему бонус-малуса, который сейчас работает только на 10% своих возможностей. В настоящее время водитель с высокой аварийностью может не переплачивать за полис в своей компании, а пойти к другому страховщику, где его аварийную историю, скорее всего, не проверят. Через 1,5 года выкрутиться из такой ситуации у водителей не получится, - убежден А.Знаменский. В течение 2012 года будет создана единая база данных по ОСАГО, и страховщики будут обязаны выгрузить в эту базу данных информацию обо всех ранее заключенных договорах. Таким образом, водитель с высокой аварийностью вынужден будет платить за ОСАГО больше независимо от того, к какому страховщику придет. По словам А.Знаменского, эту систему можно будет использовать также при договорах КАСКО, что приведет к снижению тарифов для аккуратных водителей.

Участники круглого стола:

Андрей Знаменский - директор филиала в Петербурге ЗАСО "ЭРГО-Русь"

Денис Горулев - доцент кафедры страхования Университета Экономики и Финансов

Александр Холодов - член Координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора"

Сергей Краснов - старший преподаватель отделения страхового права Санкт-Петербургского Института управления и права
Татьяна Триндюк
ТТ Финанс
pr@tt-agency.ru