Северо-Западная дирекция РОСНО приняла участие в круглом столе по взаимоотношениям страховщиков, брокеров и клиентов

12 Октября 2010
В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол по теме «Страховая компания-брокер-клиент», организатором которого выступил ИД «TT Finance». На мероприятии выступил Владислав Анисимов, заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции РОСНО.

Сегодня канал работы через посредников популярен среди страховщиков - на его долю, по некоторым экспертным оценкам, приходится до половины всего рынка продаж страховых услуг. При такой востребованности посреднических услуг на страховом рынке в схеме «страховая компания-брокер-клиент» до сих пор остается много неразрешенных вопросов, которые не позволяют выстроить прозрачное и четкое взаимодействие всех участников процесса. Целью прошедшего круглого стола стал анализ эффективности схемы работы страховщиков, брокеров и клиентов, выявление существующих проблем в данном взаимодействии и поиск путей их решения.

В мероприятии приняли участие представители страховых компаний, брокеров, а также Федеральной службы страхового надзора по СЗФО и Российского союза автостраховщиков по СЗФО.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что основные сложности существуют при работе с брокерами, работающими через сеть субагентов. Страховщику физически сложно отследить работу целой разветвленной сети мелких субагентов, с которым работает брокер, именно поэтому он часто сталкивается с неправильно оформленной страховой документацией, неправильным учетом бланков строгой отчетности, с нарушением сроков проведения страховой экспертизы и др. Владислав Анисимов, заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции РОСНО отметил: «Самое главное, что поможет вывести работу с брокерами на новый качественный уровень, – это жесткие меры контроля над деятельностью посредников, которые будут использоваться всеми страховщиками сообща. Только когда контроль за работой брокеров станет повсеместной практикой, и никто из страховщиков не станет мириться с нарушениями, только тогда взаимодействие между страховыми компаниями и брокерами станет цивилизованным и прозрачным. На мой взгляд, одним из методов контроля над работой брокеров может стать введение штрафных санкций за различные нарушения».

Нарушения, которые позволяют себе недобросовестные посредники, могут быть устранены при введении обязательного лицензирования деятельности страховых брокеров. Лицензия даст право брокеру как юридическому лицу осуществлять страховую деятельность самостоятельно. Безусловно, для брокера это иной статус, ответственность перед страховой компанией и необходимость автономно нести все накладные расходы. Для страховой компании в свою очередь работа с лицензируемыми брокерами означает более прозрачные схемы взаимодействия и бОльшую степень доверия к брокеру. Как отметил Владислав Анисимов, процедура лицензирования может привести к очищению рынка от мелких страховых брокеров-однодневок. Однако с появлением лицензируемых брокеров ситуация на рынке изменится – бизнес брокера будет зависим от наличия у него клиентов-страхователей и не подвержен никакому влиянию со стороны страховой компании. По факту брокер с лицензией будет работать на клиента, получая от него комиссионное вознаграждение. Главной задачей брокера станет осуществление действительно профессионального подбора лучшего на рынке предложения по соотношению «цена-качество» - так будет закреплена ответственность брокера за недобросовестный и непрофессиональный выбор для клиента той или иной страховой компании.

Однако введение лицензирования станет решением проблемы лишь отчасти, то есть в том случае, если на законодательном уровне не будет закреплено ключевое условие – допуск страхового брокера к осуществлению деятельности только при наличии лицензии. Лишь при соблюдении этого условия можно будет ожидать прозрачных схем взаимодействия, реальных цифр в отчетности страховых и брокерских компаний, а также отсутствия чрезмерно завышенных комиссионных у страховщиков, которые существуют сегодня.
Ольга Савченко
ОАО СК "РОСНО"