Страховой рынок в условиях финансового кризиса

13 Ноября 2008
Российскому страховому рынку финансовый кризис не страшен. Так считают основные крупные игроки рынка. Недавно позицию по достаточности активов страховщиков для выполнения взятых ими на себя обязательств отметил и глава Федеральной службы страхового надзора (ФФСН) Илья Ломакин-Румянцев. У 16 страховых компаний, на которые приходится 50 % всех активов рынка в порядке надзора была запрошена отчетность на 1 сентября и на 1 октября. В результате выяснилось, что компании особенно не рискуют: доля акций в портфеле составляет порядка 9 %. В основном, страховщики инвестируют средства в банковские депозиты и сертификаты, а также денежные средства.
Страховщики уверены, что темпы роста страхового рынка в 2009 году замедлятся. По прогнозам экспертов, в следующем году роста выше 10% ожидать не стоит. Причин для этого несколько. Так, международные кредиты, за счет которых в последнее время развивались многие российские предприятия, станут менее доступными, что, в свою очередь, замедлит темпы роста экономики и приведет к небольшому снижению объемов страховой премии. Некоторые эксперты полагают, что в связи со спадом предоставляемых кредитов из-за рубежа многие предприятия «урежут» бюджеты, которые могли бы пойти, в том числе и на страхование, сократят штаты сотрудников. Тем не менее, это не означает, что необходимо сидеть, сложа руки, и ничего не делать для предотвращения неприятных событий. Свое видение и конкретные действия представили эксперты на пресс-конференции за круглым столом «Страховой рынок в условиях финансового кризиса», организованного 10 ноября Агентством по связям по СМИ и PR в области страхования Shadursky promotion (www.shadursky.ru).

Машина со скидкой
В условиях финкризиса желающих приобрести страховку на все случаи жизни поубавилось. Прежде всего, речь идет об автостраховании, которое завязано на банковском кредитовании. Это связано с резким повышением банками процентных ставок по кредитам с 5 до 20%. Естественно, мало кто захочет приобрести машину под 18-20% годовых. Автосалоны и дилеры нашли, казалось бы, позитивное решение для сбыта автомобилей и облегчения жизни заемщиков: стали предлагать машины со скидкой в 20-30%. Тем не менее, желающих оказалось не так много. Страховые компании дабы не остаться в накладе и не иметь в портфелях еще более убыточное ОСАГО и КАСКО (известно, что спад продаж автомобилей повлечет и снижение объемов страхования по тому или иному виду) уже давно начали лоббировать на федеральном уровне повышение тарифов как минимум на ОСАГО. Заместитель генерального директора Кредитно-страхового партнера «Нибелунг» Антон Барихновский подчеркивает, что речь идет не столько о повышении тарифов, сколько об их корректировке: «Например, водители-пенсионеры показывают очень низкий уровень убыточности, соответственно здесь тарифы могут быть снижены, а для других категорий пропорционально увеличены. Статистики за 5 лет накоплено более чем достаточно. Снижение убыточности по этому виду уже будет хорошим подспорьем», - уверен эксперт «Нибелунга».
Что касается КАСКО, то здесь также необходимо искать пути поддержания существующего уровня о данному виду страхования. Раз сокращается объем выдаваемых кредитов на автомобили, нет соответствующего притока новых машин, то, по мнению Антона Барихновского, вариантом могли бы стать новые программы для подержанных авто с грамотным сокращением рисков, таким образом, здесь стоит серьёзно задуматься от убыточности. Выход - использование франшизы, в результате чего снизятся расходы на ведение дела, ведь большинство страховых случаев - это сравнительно небольшие убытки, но требующие тех же кадровых мощностей, что и при крупных выплатах.
Генеральный директор ООО «ЕвроФинансКонсалт» Александр Дмитроченко уверен в том, что страховые компании начнут, а многие уже начали работать более активно и бороться не за количество клиентов, а за качество обслуживания: «Они станут более основательно реагировать на нужды потребителя. Есть прекрасная возможность осознать ошибки и произвести стратегические изменения», - говорит генеральный директор «ЕвроФинансКонсалта».
Грамотная разработка новых страховых программ с учетом снижения платежеспособности населения позволит выдержать кризис – к такому мнению пришли эксперты страховых компаний и страховых посредников.

Слабые компании уйдут с рынка
В обществе бытует мнение, что страховщики также начинают ощущать на себе последствия кризиса. Уже сейчас некоторые недосчитывают ожидаемую в 2009 году прибыль. Из-за снижения покупательской способности, высокого уровня инфляции, низких темпов строительства пострадают почти все виды страхования: КАСКО, строительно-монтажные риски, ипотека, ДМС и страхование имущества. Часть компаний в следующем году будут вынуждены уйти с рынка из-за высоких убытков, отсутствия инвестирования, общего состояния экономики.
При этом финкризис существенно не отразится на развитии крупных компаний, предпочитающих работать открыто и прозрачно. Хотя по оценкам экспертов от 10 до 100 компаний страхового рынка в следующем году покинут рынок как раз из-за последствий кризиса. Финансовый директор ЗАО «Капитал-полис страхование» Елена Рассолова считает, что в ближайшее время следует ожидать сокращения сборов страховых компаний в результате снижения платежеспобности страхователей: «На самих страховщиках это отразится падением рынка акций, банкротства банков и как результат – невыполнение приказов Минфина № 100н (о размещении страховых резервов – прим. Shadursky Promotion) и 149н (о требования к составу и структуре активов – прим. Shadursky Promotion)», - считает специалист ЗАО «Капитал-полис страхование». Пострадают и те компании, которые не смогли предложить клиенту качественно оказываемые услуги.

Что делать и как быть?
Сильным же компаниям пока бояться нечего. В любом случае, им необходимо вести грамотную финансовую политику и рассчитывать исключительно на свои силы. Елена Рассолова видит в числе практических действий страховщиков управление расходами, пересмотр инвестиционной политики, анализ принимаемых на страхование рисков, недопущение демпинга. Что касается рекомендаций к действию страховым компаниям, то в условиях кризиса метаться и совершать резкие движения не стоит. «Любая крупная компания с отлаженной внутренней структурой и стратегией развития готовится к кризису заранее путем построения бизнес-процессов, при которых увеличение убыточности не страшно», - такого мнения придерживается первый заместитель генерального директора СК «ЭРГО-Русь» Евгений Дубенский. Он отметил, что статистика наступивших страховых случаев в том числе исходя из мирового опыта, показывает: в условиях тяжелых финансовых периодов количество страховых случаев существенно увеличивается. Причин этому несколько: и стрессовые ситуации за рулем, экономия предприятий на собственной безопасности, активизируется человеческий фактор. В условиях тяжелого финансового состояния степень защиты резко снижается. В связи с этим страхователь при выборе компании должен быть особенно внимателен. «Выбирать компанию нужно на основании адекватного (не заниженного) тарифного предложения и репутации страховщика, которую можно узнать и знакомых и партнеров», - отмечает г-н Дубенский, - Необходимо узнать, как эта компания платит, каким образом происходит документооборот, каково взаимодействие с конкретным специалистом в отделе урегулирования убытков».

Страховой сектор будет жить даже во время кризиса
В России финансового кризиса пока нет, отмечают эксперты. По уверениям заместителя руководителя Центра по разработке комплексных экономических программ «Модернизация» Михаила Ошерова, в отличие от США, где существует массовые невозвраты кредитов, банкротства финансовых учреждений и банков, в нашей стране ситуация иная. «Скорее мы близки к 1992 году, - говорит эксперт. - Банки рассчитываются друг с другом неделями и месяцами, невозвраты кредитов усиливаются».
ЦБ в целях предупреждения банкротства обеспечивает экономическую поддержку финансовой системе: на сегодняшний день кредиты получили порядка 100 крупнейших банков. Но, по мнению эксперта, необходимо кредитовать все финансовые учреждения, в банковской сфере должна быть создана равноправная среда. «Если будет спланирован механизм предоставления денег ЦБ коммерческим банкам, если они смогут возобновить программы масштабного кредитования, то сложная ситуация в стране выровняется, - считает г-н Ошеров.
Президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Андрей Сумбаров оптимистичен в своих оценках относительно дальнейшего развития страхового сектора. Он отметил, что причин для сокращения объемов прибыли компаний нет. Доля физилиц в портфеле компаний по автострахованию мала, в основном, это юрлица. Кроме того, при кредитовании требование банков относительно страхования залога никуда не денется. Ипотечные сборы также в ближайшее время не упадут, поскольку заключенные договора – долгосрочные, рассчитанные не на один год, а на 3-5 как минимум. Что касается страхования загородного жилья, то здесь картина также существенно не изменится, поскольку основной клиент страховщика в данном виде – владелец коттеджа, который понимает, что страхование – реальный инструмент защиты своего имущества в любой ситуации, даже во время кризиса. Не уйдет на второй план и добровольное медицинское страхование, поскольку забота о здоровье и лечение всегда были, есть и будут у человека на первом плане. «Конечно, 60% роста объемов продаж мы не ожидаем, но и резкого спада также не будет», - подытожил Президент Союза.
Анастасия Кузнецова
Shadursky Promotion