Тенденции рынка телематики в РФ: мнения Gurtam и партнеров

5 Февраля 2016
Аналитическое агентство J’son & PartnersConsulting провело исследование рынка и выделило наиболее перспективные направления российского рынка М2М и Интернета вещей.

По мнению J’son & PartnersConsulting, основными сегментами рынка российского рынка M2M/IoT в транспортной отрасли в ближайшей перспективе станут:

— системы автоматического реагирования экстренных служб при ДТП («ЭРА-ГЛОНАСС»);
— автоматизированные системы взимания платы с автомобилей;
— подключенные информационно-развлекательные системы;
— подключенные охранно-поисковые системы и системы видеонаблюдения и регистрации;
— умное страхование.

Наиболее растущими сегментами рынка, по данным J’son & PartnersConsulting, являются умное страхование, контроль большегрузных автомобилей, спутниковая навигация и мониторинг транспорта. Своими прогнозами и видением российского рынка телематики поделился генеральный директор Gurtam Алексей Щурко и партнеры компании.

Алексей Щурко, компания Gurtam:

«Я считаю, российский рынок мониторингового бизнеса работает под воздействием двух основных сил – государства и частного бизнеса. Именно государство было основным двигателем больших проектов, спущенных на плечи транспортных компаний, – олимпийское строительство в Сочи, тахографы, платные дороги, контроль большегрузов. Но кроме государства, был и есть сегмент частного бизнеса, где мониторинговые компании предлагают услуги для контроля и сокращения затрат на обслуживание автотранспорта.

В последнее время наблюдался существенный перекос в сторону государственных проектов. И это печально, потому что нормально растущий, экономически обоснованный рынок мониторингового бизнеса от этого пострадал. За последние несколько лет от него были оттянуты крупные финансовые и человеческие ресурсы.

Что происходит сейчас? У государства уже недостаточно денег, чтобы реализовывать часть своих запланированных проектов. И оно не спешит с новыми, поскольку все государственные проекты – это дополнительная нагрузка на автотранспортные предприятия, которым и так не сладко. И пока нефть не откатится на свои 70+ USD/баррель, это направление будет проседать, и сроки по внедрению тех или иных решений будут сдвинуты.

Есть еще экономически обоснованный сегмент рынка, где к услугам мониторинг-провайдеров обращаются, чтобы оптимизировать деятельность предприятия со своим транспортом. Этот рынок будет продолжать свой нормальный рост. И рост может увеличиться, поскольку качественное функционирование системы мониторинга – это одна из известных анти-кризисных мер.

Во времена финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. мы наблюдали бурный рост в мониторинговом направлении. Я буквально вчера вернулся из ОАЭ, который сильно зависит от стоимости нефти, и переговоры с клиентами – руководителями компаний-провайдеров мониторинга, подтверждают чрезвычайно высокий рост запросов со стороны рынка на оснащение/переоснащение автотранспорта трекерами. Мониторинговые компании там просто не успевают подключать клиентов по причине нехватки умелых рук. Примерно такая же ситуация на всем Ближнем Востоке. То же самое я ожидаю на российском рынке. Я допускаю некоторое сокращение клиентской базы ввиду закрытия менее эффективных транспортных компаний, но вместе с этим и существенный рост со стороны выживающих предприятий, особенно мелкого бизнеса.

Для того чтобы нарисовать итоговые цифры по прогнозу, нужно быть уверенным, что Россия не будет втянута в ближайшее время ни в какой политический конфликт и знать точную долю абонентской базы, подключенной по государственным проектам. А эти цифры у каждого интегратора свои. В целом, ожидаю, что количество новых подключений будет примерно соответствовать росту 2015-го года, возможно, даже немного вырастет. Но за счет закрытия менее эффективных предприятий, итоговая абонентская база у интеграторов, вероятно, останется на уровне 2015-го года. Также предполагаю, что узкоспециализированные решения будут все более востребованными, ведь именно они позволяют выжать максимум оптимизации из системы мониторинга для каждого конкретного направления.

По моим наблюдениям, Россия ушла далеко вперед по уровню внедрения мониторинговых технологий, по решениям и по стоимости. Это то, что можно успешно экспортировать на тот же Ближний Восток, в Африканские страны, Латинскую Америку. И наращивание валютной выручки от экспорта – прекрасный антикризисный шаг для любого современного российского производителя и интегратора».

Тахография

Леонид Прокунин, компания Radioterminal:

«Обычно начало года связано с большим ворохом стремлений и ожиданий. Очевидно, что надо делать что-то новое, и основной вопрос на сегодня – что конкретно. Ежедневно к нам обращаются за консультацией по вопросам, что будет происходить на рынке, как будет меняться спрос, в какой сегмент направить энергию своего предприятия.

Наиболее вероятным предлагается считать спрос, подкрепленный нормативными документами. И в этой связи, главной тенденцией года для интеграторов можно считать спрос на тахографы. C 16 декабря 2015 года вступил в силу Приказ Минтранса РФ ¹ 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года ¹ 273». До 1 июля 2016 года аналоговые тахографы, установленные на транспортные средства, осуществляющие перевозки на территории РФ, должны быть заменены на цифровые тахографы с блоком СКЗИ, соответствующие Приказу Министерства транспорта РФ ¹36 от 13.02.2013. В Приказе для пользователей тахографов прописана обязательная выгрузка DDD файлов, которые клиент должен хранить у себя в течение 28-и дней. И логично, что получать эти файлы удаленно гораздо удобнее, чем собирать с каждого борта вручную. В этой связи мы можем предположить рост спроса на бортовые терминалы, интегрированные с тахографами, как в сегменте уже установленных тахографов без GSM, так и в сегменте новых, где клиентам нужен функционал мониторинга, превышающий возможности тахографов со встроенным GSM модулем».

Страховая телематика

Дмитрий Числов, компания Авантерн:

«Страховая телематика – направление перспективное. Но оно лишь в начале пути, и темпы развития пока не слишком высоки.

3-4 года назад все гонялись просто за OBD трекерами, пытаясь продать их страховым компаниям. Спустя пару лет такие устройства уже не продавались без наличия специализированного софта для оценки качества вождения и последующего анализа происходящего, а сейчас и совмещенные продукты не пользуются спросом. Появилась задача, без решения которой продукт оказался неполноценным. Я имею в виду скоринговые модели.

Поясню: поворот ТС BMW X6 на скорости 80 км/час под углом 90 градусов – безобидная шалость, но такой же поворот на ТС Daewoo Nexia может стать фатальным. Без наличия эмпирических данных, когда каждой модели ТС присваивается собственная скоринговая система, общая модель качественно не заработает. Для этого необходимо проделать долгий самостоятельный путь либо воспользоваться иностранными наработками, которых тоже немного.

Другой важной проблемой считаю невозможность определить, на каком именно транспортном средстве в данный момент стоит оборудование. Например, я заключил договор на телематическое страхование, установил в OBD разъем устройство, а спустя время переставил устройство в машину своей бабушки. Она ездит очень осторожно, а я преспокойно получаю скидку, ведь данные о моем стиле вождения поступают некорректные. Не существует устройств, которые могли бы определить VIN номер ТС или соотнести хоть какую-то информацию о реальности происходящего. И хотя на долю таких мошенников придется, по мнению страховых компаний, всего 10% застрахованных, проблема остается нерешенной.

Несмотря на это, ряды первооткрывателей направления в лице «MTS+Intouch» и «Ингосстрах» пополняют все новые страховые компании – «Альфастрахование», «Ренессанс»; появляются организации, которые занимаются только телематическим страхованием. Кроме того, в сфере страховой телематики есть игроки, чьи продукты коренным образом отличаются от стандартных систем анализа полученных данных и направлены на предотвращение аварийных ситуаций –продукты «MobileEye».

Все эти действия направлены на фильтрацию портфеля клиентов страховых компаний и выявление недобросовестного элемента, который делает их бизнес менее рентабельным. Телематические продукты – единственное средство достижения поставленной цели со стороны страховых компаний, и останавливаться никто не собирается. Все это говорит о том, что рынок живой и растущий».

Алексей Щурко, компания Gurtam:

«Умное страхование – это интересно и перспективно, но лишь в связке, которая позволит получить положительный эффект для каждой из сторон – страхователя и субъекта страхования. Я бы предложил использовать бюджетное (до 1000 рублей) решение: тонкая заглушка на OBD-II порт, умеющая читать VIN-номер, с GPS приемником и возможностью Bluetooth подключения к мобильному телефону, через который и передает данные о передвижении автомобиля в случае наступления страхового случая, а также рассчитывает оценку вождения. Стоимость такой страховки при нормальном использовании должна быть невысокой и выгодной людям, которые используют свой автомобиль на небольшие пробеги. Это будет выгодно и страховой для борьбы с мошенничеством и минимизации рисков, связанных с передвижением автомобиля.

А к профилировке водителя и определению агрессивности езды я пока еще отношусь скептически. На каждом типе автомобилей свои законы агрессивности, зависящие от объема двигателя, массы автомобиля и даже типа топлива. Менее агрессивные водители тоже попадают в аварии, что, скорее, зависит от опыта и пробега, чем от стиля езды».

Мониторинг транспорта

Максим Мелеша, компания Виалон-Сервис:

«В 2015 году в России были достаточно сложные условия для внедрения новых технологий, поскольку в основной массе электроника закупается за рубежом, и курс рубля играет далеко не последнюю роль. В свою очередь покупательская способность населения снизилась, объемы грузоперевозок упали. Также негативным фактором в развитии транспотной сферы выступил запуск системы «Платон» осенью прошлого года. Совокупность этих факторов негативно отразилась на мелких компаниях-грузоперевозчиках: они один за одним стали уходить с рынка. Идет укрупнение и усиление ведущих федеральных игроков.

Наша компания работает в различных сферах автоматизации, и помимо грузоперевозчиков, в настоящий момент идет активное внедрение проектов персонального мониторинга и умных м2м-решений в быту и на предприятиях».

Дмитрий Числов, компания Авантерн:

«В этом направлении необходимо отметить, что экономическая ситуация, скорее всего, не позволит данному сегменту развиваться темпами, например, предыдущего года. Это связано, во-первых, с общей тенденцией спада автомобильных продаж, во-вторых, с постоянным ростом цен на телематическое оборудование, иногда по нескольку раз за квартал. Это не оставляет шансов на подписание долгосрочных контрактов.

Если говорить про телематическое оборудование, то я, например, не увидел каких-либо инновационных прорывов за последнее время. С другой стороны, во времена экономического кризиса (например, в 2008 г.) многие, кто ранее не придавал этому значения, включают режим экономии средств и начинают минимизировать затраты. Системы мониторинга как раз для этого и существуют, если у компании есть свой автопарк. Также в кризисный период прослеживалась тенденция модернизаций уже установленных систем с целью сделать их более эффективными и информативными.

На Московском рынке на данный момент активно развиваются направления вторичного лизинга, проката, аренды ТС, такси – элемент контроля за ТС практически всегда встроен в бизнес-процессы компаний, предоставляющих подобные услуги. Но если взять показатель по объему выдаваемых в лизинг ТС со стороны ведущих лизинговых игроков на рынке, прослеживается спад продаж».

Системы безопасности

Дмитрий Числов, компания Авантерн:

«В период кризиса, когда криминальная ситуация ухудшается, более серьезное развитие получает обычно направление безопасности транспорта, поэтому считаю, что рынок беспроводных поисковых устройств однозначно продолжит расти и, скорее всего, без темпов замедления, в отличие от стандартных систем мониторинга».
Анна Глонассова
Gurtam
Блог Gurtam