Джон Дэйвис: Образовательные программы Intel

12 Декабря 2011
Intel в течение многих лет инвестирует заметные средства в сферу образования, помогая странам и народам устранить цифровое неравенство и предоставляя равные права на доступ к технологиям. В Intel действуют программы обучения учителей навыкам преподавания школьных предметов с использованием информационных технологий, инициативы по оснащению общеобразовательных учреждений мобильными персональными компьютерами школьника, проекты, ориентированные на повышение компьютерной грамотности населения. Об этом и многом другом беседовали вице-президент Intel Джон Дэйвис (John Davis) и директор пресс-службы Intel в России и других странах Михаил Рыбаков.

- Джон, почему Intel приняла решение инвестировать средства в сферу образования? Какое влияние оказывает эта инициатива на основной бизнес корпорации, какую социальную значимость имеют проекты в ее рамках?
- Мы инициировали программу Intel World Ahead в начале 2006 г. Тогда наша цель заключалось в том, чтобы миллиард людей на планете мог бы использовать компьютерные технологии. Нам только предстояло определить способы достижения этой цели. Но в 2011 г. число пользователей интернета превысило 2 миллиарда, а в будущем их станет намного больше.
Сейчас нам следует сосредоточиться на задачах успешного внедрения компьютерных технологий. В первую очередь, это возможность подключения к интернету с помощью широкополосного доступа (ШПД). Раньше не все компьютеры могли быть подключены к Всемирной сети, поэтому имели лишь ограниченную ценность. Теперь мы активно используем технологии Wi-Fi и связываем надежды на успех с технологиями 3G и 4G. Возможность для подключения к интернету станет еще более важной, когда число его пользователей возрастет до 3-4-х миллиардов.
Во-вторых, школьники и студенты должны обладать навыками использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и иметь доступ к необходимому контенту. Во всем мире в начальных классах учится более одного миллиарда детей. Им нужны недорогие, но прочные и надежные персональные компьютеры (ПК). Поэтому мы реализовали программу «персональный мобильный компьютер ученика» (Classmate PC) для того, чтобы облегчить работу с ПК в современном учебном классе. Этот проект подтолкнул другие компании к созданию аналогичных решений в сфере образования.
Третьей важной задачей является обучение компьютерной грамотности. Intel реализует множество инициатив в этой сфере. Например, мы разработали специальное программное обеспечение (ПО) PC Basics, которое успешно использовалось в Китае в среде фермеров, врачей и медсестер для их обучения основам использования ПК. Сейчас совместно с Британским советом мы реализуем специальную программу, в рамках которой бесплатно получаем ПО для изучения английского языка, которое поставляем во Вьетнам. Мы создаем программы национального масштаба, программы для компаний малого и среднего бизнеса, но, конечно же, большую часть средств инвестируем в школьное образование.

- Приходилось ли сталкиваться с различиями при реализации Intel World Ahead в странах с разным уровнем развития и разными политическими системами? Каким образом экономическое благосостояние влияет на образ жизни населения?
- В государствах с развитой экономикой компьютеры стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Они регулярно покупают новые компьютеры взамен устаревших. В странах с развивающейся экономикой ПК представлены не так широко; и покупая компьютер или ноутбук, человек обычно приобретает свой первый ПК. Эти два вида покупателей отличаются друг от друга, т.к. имеют разные потребности. Начинающие пользователи имеют ограниченные знания и опыт в плане эксплуатации компьютера и приобретают более дешевые модели.
Гватемала – небогатая страна, но здесь каждый учитель имеет свой ПК. Правительство приняло решение об их закупке 2 года назад, но средств для реализации этого проекта было недостаточно. Мы обратили внимание на то, что процентная ставка по потребительским кредитам в стране превышает 20%, что вдвое увеличивает стоимость ПК для покупателя, и предложили удерживать эту разницу из зарплат учителей постепенно, чтобы надбавка при продаже была минимальная. В итоге, правительство приняло решение увеличить уровень оплаты их труда. В ходе переговоров я говорил членам правительства Гватемалы: в стране 85 тысяч учителей, каждый – потенциальный покупатель ПК. Почему бы не сделать для них специальное предложение и не снизить цены на услуги доступа в Интернет при покупке ПК? Размер скидки мог бы составить 40%. Кроме того, приобретая устройство за $400, покупатель вынужден заплатить еще $72 налога. Но чиновники не могли изменить законодательство в сфере налогообложения. Тогда мы предложили предоставить учителям специальные талоны для покрытия расходов, связанных с налогами. Учителя получили талоны номиналом $100, и за 9 месяцев каждый из них в Гватемале смог купить компьютер.
Есть и другой пример. Студенты в Испании хотели приобрести ПК для учебы, однако не всем это по карману. Провайдеры интернет-доступа предложили им более низкие цены на использование ресурсов Всемирной сети; банки, в том числе крупные национальные финансовые учреждения внедрили ряд программ для привлечения студентов и предложили ссуду с нулевой процентной ставкой при покупке компьютера. Студенты воспользовались этим предложением и стали клиентами этих банков. В будущем, когда они закончат обучение, они останутся их перспективными клиентами.

- Вы сказали, что для успешной реализации программы необходимы несколько компонентов. Однако не все они могут быть доступны. Как быть в таком случае?
- Для того чтобы локально решить вопросы подобного характера, корпорация Intel выступает в роли со-организатора, технического консультанта, который пытается состыковать все вопросы. Я не думаю, что ключевым ограничивающим фактором являются компьютеры в целом или процессоры, в частности. Основным сдерживающим фактором чаще становится отсутствие ШПД: пользователи не могут получить доступ в интернет. Но даже если такой доступ имеется и пользователи могут приобрести месячный контракт, годовой будет стоить слишком дорого, т.к. они не знают, сколько будут зарабатывать через месяц или два. Таким образом, наличие ШПД играет важную роль для внедрения ИКТ. Однако в настоящий момент реализуются два интересных проекта в этой сфере. Во многих странах организуются фонды универсальных услуг, на основе которых происходит телефонизация жителей сельских районов и предоставление ШПД отдаленным регионам. 20 стран мира используют эту модель.
Второй проект находится на начальной стадии, но я думаю, что он будет успешным. Я имею в виду предоплатную систему доступа в интернет. Сейчас ПК с выходом в Интернет имеют 2 млрд пользователей, и 5,5 млрд владеют телефонами. В некоторых странах лишь 10% населения могут позволить себе контракт на услуги доступа в интернет за $25 долларов в месяц. Однако некоторые операторы предлагают выгодные тарифы при приобретении недорогих ПК. Их стоимость может колебаться $1-2 в месяц за ШПД с трафиком 500 Мбайт. Конечно, пользователи таких тарифов не смогут скачивать фильмы высокой четкости или аналогичный «тяжелый» контент, но смогут удовлетворить свои базовые потребности в информации.
- Не могли бы Вы подробнее рассказать о социальном значении компьютеризации образования? Мне кажется, что на этот вопрос стоит взглянуть шире, чем на уровне «наши дети – это наше будущее, поэтому мы должны дать им хорошее образование». Реализация Intel World Ahead иногда позволяет изменить жизнь в той или иной стране или регионе, как это было с программой «Магеллан» в Португалии.
- Португалия стала одной из первых стран, где был реализован настолько масштабный проект: каждому ученику – по собственному ПК. Они остановили выбор на Classmate PC, смогли быстро наладить их производство с привлечением собственных ресурсов и с последующим техническим обслуживанием. Через 18 месяцев каждый ребенок Португалии получил мобильный ПК. Большая часть средств была выделена государством, однако, часть расходов взяли на себя и родители. В Аргентине и Израиле тоже реализовывались похожие общенациональные инициативы.
Мы хотим преобразовать процесс обучения, а это требует изменения сознания людей, чтобы они сами инициировали уникальные проекты. Достаточно вспомнить историю Yahoo*, Google*, Facebook*. Несколько людей рождают идеи раньше, чем другие, и создают успешный бизнес, предприятия с тысячами новых рабочих мест. Современное обучение должно включать навыки, необходимые для успешного профессионального развития в XXI в. Но для этого необходимы большие инвестиции. Каждый год Intel вкладывает в сферу образования сотни миллионов долларов. Это включает в себя профессиональное обучение учителей, проведение научных конкурсов и смотров наподобие нашего ежегодного международного смотра научно-технических достижений учащихся (Intel Scientific and Engineering Fair, ISEF). Каждый год в нем принимает участие 7 млн детей всего мира, до 2 тысяч из них становятся финалистами на заключительном этапе, проводимом в США, и могут получить стипендии для реализации своих проектов.
- Довольны ли Вы темпами и итогами развития Intel World Ahead в России? Не могли бы Вы назвать регионы, в которых проекты этой программы внедряются наиболее активно?
- Исторически сложилось так, что в России более активно реализуются университетские программы. В вашей стране высшее образование находится на очень высоком уровне. Кроме того, за последние 2 года начали развиваться программы для активного внедрения ИКТ среди широких слоев населения. Что касается школьного образования, то я могу привести пару примеров, которые меня очень впечатлили. В одной из московских школ я познакомился с двумя шестилетними детьми. Вы бы видели, какие вещи они умеют делать с помощью ПК! Впервые сев за компьютер лишь месяц назад, они уже научились монтировать собственные фильмы. В Казани я посетил несколько школ, где дети использовали компьютеры для учебы. В одной из них с помощью ПК дети учились музыке, изучали биологию, математику, иностранные языки. Впечатляющие результаты достигнуты в Санкт-Петербурге и многих других регионах страны.

- Как быть с трудностями смены парадигмы, если учителя не желают использовать новые методики в образовании, а стремятся довольствоваться старыми? Если педагоги в глаза не видели компьютера?
- Действительно, это одна из самых сложных проблем, с которыми нам приходится сталкиваться. Представьте себе современных учеников: они активные, энергичные, хорошо разбираются в ИКТ. Сравните их уровень владения компьютеров с нулевым уровнем преподавателя, которому далеко за 50, которому трудно работать в ситуации, когда он чувствует, что его подопечные знают об ИКТ намного больше, чем он. Изучать новые устройства во взрослом возрасте гораздо труднее. Мы часто сталкиваемся со известного рода сопротивлением отдельных педагогов. Большинство их считают, что могут продолжить учить детей по старинке, но в XXI веке это совершенно невозможно. Хотя во многих странах профсоюзы стоят за преподавателей и полагают, что это нечестно – принуждать людей внедрять что-либо новое. Вот только для кого нечестно, по отношению к учителям? Я бы сказал, что в первую очередь – по отношению к ученикам.
- Вы не могли бы рассказать о будущем образовательных программ, в которых участвует Intel? Что нас ждет впереди?
- В мире насчитывается около 70 млн. учителей, и конечно, мы не можем охватить их всех своими программами. Но мы можем предоставить всем странам необходимые для этого инструменты и методы. Поэтому речь не идет о недостатке средств для профессионального обучения. В рамках одной страны достаточно подготовить всего-навсего 20 высококлассных специалистов, которые потом будут передавать знания и опыт другим учителям. Мы активно сотрудничаем с разными странами, помогая им развивать свое собственное производство компьютеров – так это происходит в Грузии. Там компания «Алгоритм»* занимается сборкой школьных компьюютеров, установкой на них программного обеспечения, осуществляет их техническую поддержку и сервисное обслуживание. Благодаря этому создаются новые рабочие места, и вся инфраструктура формируется на местном уровне.
Другим важным компонентом является содержательная часть. Школам нужен интерактивный контент с поддержкой аудио и видео для плодотворной работы. Мы сотрудничаем, в том числе, с издательскими компаниями в сфере разработки образовательных продуктов.

- Каковы планы развития программ Intel World Ahead в России?
- Особое внимание будет уделяться сфере общего образования. Мы по-прежнему будем развивать модель «1 ученик – 1 компьютер» и смежные проекты. На втором месте стоят устройства, которые завоевывают все большую популярность и получают широкое распространение. Успехи в развитии ШПД и доступных ПК способствуют этому. Кроме того, мы хотели бы распространить современные технологии среди людей с невысоким доходом, предлагая недорогие ПК и предоплатную систему доступа в Интернет. Сегодня мы разрабатываем инструменты для реализации этих инициатив.
Также мы планируем реализовать ряд проектов в сфере здравоохранения. Исторически медицина была сильно развита в России. И мы хотим внедрить ряд программ, связанных с системами электронных записей историй болезни, решениями для удаленных регионов, сельской местности.


О корпорации Intel
Intel – мировой лидер в разработке инновационных решений для вычислительной техники. Специалисты корпорации создают высокотехнологичные продукты, являющиеся основой компьютеров и других вычислительных устройств во всем мире. Дополнительную информацию об Intel можно найти на веб-сайте www.intel.ru/pressroom., об образовательных программах – на сайте www.intel.ru/education
Intel и логотип Intel являются товарными знаками корпорации Intel в США и других странах.
*Другие наименования и товарные знаки являются собственностью своих законных владельцев.
Пресс-служба Intel
Пресс-служба Intel