Эксперт компании Atlassian - о стратегии развития и реалиях российского ИТ-рынка

3 Сентября 2013
Возможно, рядовому пользователю название компании Atlassian ничего не скажет, но те, кто по долгу службы сталкивается с информационными технологиями, наверняка слышали такие названия, как JIRA и Confluence. Эти продукты разрабатывает молодая австралийская компания Atlassian, которая начала свою деятельность в 2002 году, в гараже (традиционном месте для успешных ИТ-стартапов) в австралийской столице Сиднее на занятые у банка 10000 долларов. Сегодня компания имеет офисы в Сиднее, Сан-Франциско и Амстердаме, стоит сотни миллионов долларов, известна по всему миру и уже в течение нескольких лет активно развивает свою деятельность на российском рынке.

Австралийская компания Atlassian – сегодня признанная одной из наиболее быстрорастущих в мире – была основана выпускниками университета Нового Южного Уэльса Скоттом Фаркуаром и Майком Кэннон-Бруксом. Им пришлись не по вкусу все традиционные «особенности» бизнес-ПО: сложность установки, недружественность интерфейсов и, разумеется, высокая цена. Идеей для новой компании стало предложение рынку альтернативы – так родился продукт для управления процессами и проектами Atlassian JIRA, а позднее - продукт для совместной работы над контентом, который позволяет организовать обмен знаниями по всей компании - Atlassian Confluence.

Основатели Atlassian решили применить потребительскую модель к распространению бизнес-ПО: вместо традиционной прямой продажи сложного программного обеспечения горстке клиентов, Скотт и Майк начали продавать свои продукты онлайн большему числу клиентов, сделав свой продукт менее дорогим, но при этом простым в установке и пользовании. Компания позволяла своим потенциальным клиентам изучить и попробовать предлагаемое ПО и активно делилась информацией с членам профессиональных ИТ-сообществ. В итоге комбинация открытой бизнес-модели и качественных продуктов привела к образованию, без преувеличения, армии лояльных потребителей во всем мире. Стратегия Atlassian - открытость во всём: прозрачен процесс разработки, пользователи могут сообщать об ошибках и следить за статусом их исправления; прозрачен код продукта, все клиенты имеют доступ к исходному коду, чтобы вносить изменения и настраивать продукт под свои задачи при необходимости. Atlassian активно сотрудничает с сообществом разработчиков: все продукты компании основываются на компонентах с открытым исходным кодом. При этом многие из таких компонентов были разработаны Atlassian и затем переданы сообществу. Все это помогает компании снизить затраты на разработку и оперативно выпускать новые версии своих продуктов.

Продукты Atlassian используются крупнейшими технологическими компаниями (такими, как Apple, Cisco, HP, Oracle, Samsung, SAP, Siemens), банками и финансовыми институтами (Bank of America, BNP Paribas, Deutsche Bank, HSBC), научно-исследовательскими организациями (космический центр NASA, Европейское космическое агентство), телекоммуникационными гигантами и телевизионными сетями (AT&T, Verizon, Vodafone, BBC, HBO), а также производственными компаниями.

С 2006 года Atlassian работает и в России. Какие перспективы видит для себя компания здесь? Отличаются ли пользователи продуктов Atlassian в России от остальных клиентов? Пришлось ли как-то адаптировать традиционный для Atlassian онлайн-подход к продажам в России? Российская Федерация - очень важный стратегический рынок для Atlassian, как сообщил Владимир Кавальканти. За последние несколько лет ИТ-рынок России демонстрировал устойчивый рост, во многом за счет таких факторов, как вступление страны в ВТО, модернизация государственного сектора и значительные инвестиции в разработку бизнес-ПО как со стороны крупных российских, так и международных компаний. «Мы видим, - отмечает г-н Кавальканти, - что российский ИТ-рынок сильно отличается от распространенных на Западе представлений о России, как о центре аутсорсинга. Разработка собственных бизнес-ориентированных программных продуктов – абсолютная необходимость и важный фактор экономического роста. И Россия, на наш взгляд, это прекрасно осознает. Поскольку наши продукты помогают выпускать новые ИТ-решения быстрее и эффективнее, мы видим огромный потенциал для сотрудничества. Сегодня около 50% наших продаж в России составляет JIRA, однако с такими трендами, как рост потребности в совместной работе над контентом и управлении знаниями, мы рассчитываем на серьезное усиление позиций нашего продукта Confluence. Не стоит забывать и о такой тенденции, как распределенные системы управления версиями. ИТ-специалисты безусловно знакомы с такой системой как GIT, а наш продукт Atlassian Stash – уже практически де-факто стандарт для управления GIT-системами, в том числе, и в России».

«Если говорить об отличиях ИТ-рынка России в целом, то здесь стоит отметить значительно более важную роль, которую играет правильный выбор компании-партнера. Наша стратегия - работа с небольшим количеством ведущих российских компаний, в компетенциях которых мы уверены на 100%. Кроме того, российский ИТ-рынок имеет много особенностей, связанных с законодательными различиями (например, в области налогообложения), языковыми барьерами и в целом некоторой консервативностью российских клиентов, предпочитающих покупать продукт у локального поставщика, - добавляет ведущий специалист Atlassian по работе с экспертами (партнёрами). - Однако благодаря активному сотрудничеству с нашими региональными экспертами, такими как "ПингВин Софтвер", мы уверены, что сможем добиться ещё больших успехов в России, усилить своё присутствие на рынке ИТ. В рамках этого сотрудничества мы планируем уже в ближайшее время провести ряд совместных мероприятий, в частности, 19 сентября состоится вебинар с участием "ПингВин Софтвер" и нашего евангелиста Давида Бония».
Екатерина Лопухова
ПингВин Софтвер
+7 (495) 229 86 64
pr@pingwinsoft.ru
www.pingwinsoft.ru