Новый взгляд на эксплуатацию: кейс «Сибирской генерирующей компании»

23 Декабря 2013
Одна из ключевых методологий, позволяющих решать задачи в области управления оборудования, называется RCM (Reliability Centered Maintenance, система управления надежностью).

Особенность технологии заключается в том, что внимание уделяется не столько поддержке того или иного производственного актива в рабочем состоянии, сколько поддержке системы в целом.

При этом управление эффективностью — не просто громкое словосочетание. За ним стоят реальное оборудование, реальные сроки службы и, самое главное, ощутимое уменьшение затрат на обслуживание и ремонт производственных активов.

Семь важных вопросов

RCM-стратегия позволяет ответить на следующие актуальные вопросы:

● Каковы функции объекта в существующей операционной среде?
● Каким образом объект может отказать, прекратить выполнять свои функции?
● Каковы причины каждого функционального отказа?
● Что происходит в случае отказа функции?
● К каким последствиям приводит каждый отказ?
● Можно ли сделать что-то, чтобы предотвратить или спрогнозировать отказ или неисправность?
● Что делать, если предотвратить или спрогнозировать отказ нельзя?

Ответить на эти вопросы позволяют технологии:

• определения критичности оборудования на основании технологических рисков (безопасности, экологии, производства и ущербов для бизнеса) — (FMECA — Failure Modes and Effects Criticality Analysis);
• ранней диагностики неисправностей и прогнозирование надежности — (Predictive Maintenance и Condition Monitoring);
• анализа состояния оборудования с помощью систем оперативного управления ТОиР — EAM/CMMS;
• анализа коренных причин неисправностей (Root Сourse Analysis (RCA).

Как работает RCM-анализ

Группа «Сибирская генерирующая компания» (СГК) успешно применила RCM-анализ в своей работе. Это энергетический холдинг, осуществляющий деятельность на территории Алтайского края, Кемеровской области, Красноярского края, Республики Хакасия. Основные виды бизнеса — производство тепло- и электроэнергии, реализация электроэнергии и мощности, передача и поставка тепла потребителям и горячее водоснабжение.

Главные задачи, которая поставили перед собой «Сибирская генерирующая компания» и российский системный интегратор Bellwood Systems — партнер Bentley Systems — снижение издержек на ремонт оборудования и техническое обслуживание, а также сведение к минимуму отказов (вынужденных простоев) на Абаканской ТЭЦ и Барнаульской ТЭЦ-3.

Как происходил RCM-анализ: на производственные объекты выехали эксперты. Специалисты выбрали оборудование, которое находится в наиболее критическом состоянии или имеет большую вероятность отказа. Критерии оценки — безопасность человека и окружающей среды, ущерб для бизнеса (снижение выработки электроэнергии и тепла), а также стоимость ремонта.

Далее консультанты разложили оборудование на так называемые «узлы» и провели их RCM-анализ. Он помог отказаться от плановых, порой неэффективных, операций. Иными словами, ремонтируется только то оборудование, которое действительно в этом нуждается. С помощью матрицы рисков были определены наиболее тяжелые отказы, и, как следствие — наиболее важные виды технического обслуживания.

Кроме того, RCM-анализ дал возможность предсказывать отказ по целой совокупности параметров. Стоит отметить, что множество поломок случается сразу после ремонта: эксперты называют этой «детской смертностью», а уменьшение числа ремонтов позволяет это предотвратить.

Краткий итог

Общий итог RCM-анализа — снижение объёмов ремонтных работ, увеличение межремонтных интервалов, а также уменьшение упомянутой выше «детской смертности».

На Абаканской ТЭЦ и Барнаульской ТЭЦ-3 были проанализированы отказы и определен план действий, среди которых: ТО по оценке фактического состояния; плановое восстановление/замена; поиск скрытого отказа; работа до отказа; а также разовые изменения (реконструкция, обучение, инструкции)

В число предполагаемых дальнейших шагов входит сбор данных о работе оборудования при помощи обходчика с КПК или автоматизированно, благодаря АСУ ТП (автоматизированной системе управления технологическим процессом), а кроме того, дополнительное обучение персонала.

Ожидаемый эффект

Эксперты компании Bellwood Systems проанализировали результаты пилотных проектов по внедрению методологии RCM и AssetWise Ivara, проведенных на Абаканской ТЭЦ и Барнаульской ТЭЦ-3.

При помощи принятой в AssetWise Ivara методики специалисты произвели оценку ожидаемого экономического эффекта от внедрения методологии и ПО RCM на электростанциях «Сибирской генерирующей компании».

В результате внедрения методологии RCM и решения Bentley AssetWise Ivara ожидается сокращение затрат на техническое обслуживание и ремонт оборудования на 15% на каждой станции за счет:

● снижения объемов работ путем перевода части программы ТОиР с планово-профилактического обслуживания «по времени» (ППР) на предиктивное обслуживание «по состоянию»;
● сокращения числа преждевременных замен единиц оборудования / запчастей;
● оптимизации межремонтных интервалов для плановых ремонтов.

В результате внедрения методологии и решения Bentley AssetWise Ivara ожидается снижение числа вынужденных внеплановых простоев генерирующих мощностей на 25% за счет:

● выявления значительной части отказов на их потенциальной стадии и применения корректирующих воздействий до того, как отказ привел к фактическому останову;
● увеличения межремонтных интервалов и, следовательно, снижения числа отказов, возникающих непосредственно после проведения планового ремонта на оборудовании («детская смертность»).
Екатерина Санкина
Bentley Systems