«DATA+» выпустила первую в России книгу о ГИС для руководящего звена газовых и электрических компаний

27 Апреля 2010
Компания «DATA+» – ведущий российский поставщик технологий, продуктов и решений для создания геоинформационных систем (ГИС) – выпустила перевод книги «ГИС: новая энергия электрических и газовых предприятий». Оригинал этой книги вышел в ESRI Press, издательском подразделении компании ESRI – лидера мирового рынка геоинформационных технологий и разработчика семейства программных продуктов ArcGIS. Подчеркнем, что это – первое в России издание, всесторонне раскрывающее возможности применения ГИС-технологии на предприятиях энергетики. Рассмотренный круг вопросов и простой стиль изложения, сохраненный в переводе, делают новую книгу незаменимым помощником для руководителей энергетических предприятий, стремящихся оценить потенциал геоинформационных технологий как средства повышения эффективности работы своей организации.
Книга построена как рассказ о вымышленной энергетической компании AnyTown Energy, на примере которой раскрываются возможности интеграции ГИС-технологии в корпоративные бизнес-процессы. Параллельно приводится множество реальных примеров применения ArcGIS при решении широкого спектра задач: от картирования защиты теплопроизводящих узлов на генерирующих предприятиях до анализа и противодействия кражам электроэнергии в распределительных и сбытовых компаниях. Выбор AcrGIS неслучаен: сегодня это – признанная во всем мире наиболее совершенная платформа для создания геоинформационных систем любого масштаба и назначения. Методическая выверенность и универсальность книги, в сочетании с практической направленностью, позволяет руководителям и широкому кругу специалистов, работающих в российской энергетике, получить сбалансированное представление о лучших практиках широкомасштабного использования ГИС в западных компаниях и критически осмыслить этот опыт.
Особо отметим, что читатель получает весь объем знаний из первых рук. Так, Билл Михан, автор оригинального англоязычного издания, до работы в ESRI занимал пост вице-президента крупнейшей в Массачусетсе (США) акционерной электрической и газовой компании NSTAR. А перевод выполнил Владимир Андрианов, один из наиболее известных на российском рынке экспертов и популяризаторов геоинформационных систем и их применения в различных отраслях экономики и госуправления.
Ценность и своевременность книги «ГИС: новая энергия электрических и газовых предприятий» для российского рынка обусловлена целым рядом факторов.
Во-первых, реформирование ЖКХ и всей отрасли электроэнергетики, стремление создать и поддерживать конкурентные условия неизбежно приведут к тому, что борьба за эффективность станет важнейшей постоянной задачей энергетических предприятий. Сегодня здесь геоинформационные системы могут применяться практических во всех структурных подразделениях как технический инструмент решения многих стандартных задач и информационной поддержки принятия решений на качественно новом уровне эффективности. Во-вторых, приобретя инфраструктурный статус, ГИС становятся основой взаимодействия и кооперации подразделений и приводят к ощутимому снижению затрат и повышению оперативности на всех направлениях основной деятельности. При этом наибольший эффект геоинформационные технологии приносят в корпоративных ГИС, связанных со всеми аспектами работы предприятия. На этом уровне в крупных зарубежных энергетических компаниях стандартом de facto стало семейство программных продуктов ArcGIS.
ПО ArcGIS – это универсальный комплекс взаимоувязанных информационных технологий, который может применяться для решения широкого круга «медленных» и «быстрых» задач энергетической компании.
К первой группе относятся, например, оптимальное управление ресурсами предприятия (ERP) и материальными активами (EAM), решение различных правовых вопросов, связанных с объектами недвижимости, управление проектами по модернизации существующей и созданию новой производственной базы, планирование реагирования на ЧС, подготовка отчетов о безопасности для надзорных органов и мн. др. Вот лишь несколько примеров использования ГИС: визуализация морального и физического старения оборудования на планах производственных помещений и географических картах при планировании обслуживания и выявлении участков сети, требующих модернизации; полная автоматизация подготовки проектов (со всеми схемами, перечнями и паспортами) на новые подключения к сети или ремонт/обслуживание ее объектов; маркировка имущества и защитных зон при проведении земляных и строительных работ подрядчиками или третьими лицами.
Не мене важны для энергетической компании и задачи второй группы, многие из которых должны решаться в режиме реального времени – в связке ГИС с системами SCADA/АСУТП. Такая интеграция позволяет, в частности, по звонку об утечке газа быстро отметить на карте точку, где это произошло; мгновенно найти в базе данных трубу и весь перечень оборудования, нарушение работы которого может быть причиной утечки, а также сразу определить вентили, позволяющие изолировать проблемный участок; оперативно проложить оптимальный маршрут для выездной бригады и подготовить маршрутный лист; сформировать наряд на работу и приложить к нему фрагмент схемы сети с перечнем имущества, а в дальнейшем привязать отчет бригады к точке вызова и внести соответствующие изменения в модель сети. Отметим, что на основе таких отчетов можно вести мониторинг утечек и обнаруживать проблемные участки сети еще до того, как произойдет взрыв газа.
Очевидно, что важность вышеперечисленных и множества подобных задач и для самой энергетической компании, и для надзорных органов требуют включения их решения с помощью ГИС в стратегию развития предприятия, а также в круг вопросов, находящихся в сфере ответственности топ-менеджеров. Вместе с тем, на русском языке просто нет литературы, всесторонне показывающей возможности полномасштабного использования ГИС в генерирующих и распределительных компаниях, действующих в газовой сфере и электроэнергетике. Издание «ГИС: новая энергия электрических и газовых предприятий» восполняет этот пробел.
«Российская газовая отрасль и электроэнергетика – уникальны. Поэтому правильное решение просто невозможно с кого-то «списать». Внедряя современные геоинформационные технологии, нашим компаниям придется быстро осмысливать и новую ИТ-среду, и зарубежный опыт, но при этом находить собственный путь интеграции ГИС в корпоративные системы управления, – говорит Алексей Ушаков, генеральный директор “DATA+”. – Решение этой задачи приходится на период серьезного прогресса ГИС-технологии и ее перехода в разряд инфраструктурных решений, которые могут и должны закладываться в фундамент всей системы управления энергетической компанией. Уверен, что выпущенная нами книга поможет российским менеджерам правильно оценить перспективы, верно наметить конкретные задачи и избежать многих ошибок – при планировании инвестиций в ГИС и при выполнении конкретных проектов».

О компании «DATA+»
Компания «DATA+» (http://www.dataplus.ru) основана в 1992 г. как совместное предприятие Института географии РАН (Москва, Россия) и Института исследования систем окружающей среды (Environmental Systems Research Institute, Inc., ESRI, Редландс, Калифорния, США).
Основная задача компании – распространение в России и других странах СНГ передовых геоинформационных технологий и программного обеспечения ESRI. Компания «DATA+» предоставляет полный набор услуг, включающий продажу ПО для работы с геоинформацией, обучение пользователей, техническую поддержку и консультации специалистов. Кроме того, компания «DATA+» выполняет локализацию и создает русифицированные версии продаваемого ПО, осуществляет издательскую деятельность по геоинформационной тематике, а также реализует многолетние программы по поддержке ВУЗов и научных центров РФ.
Совмещая доскональное знание продуктов и технологий ESRI с глубокой экспертизой по применению ГИС в различных отраслях экономики и госуправления, компания «DATA+» как системный интегратор выполняет проекты любой сложности по разработке и построению инфраструктур для работы с геоданными, созданию геоинформационных порталов и внедрению ГИС-решений, интегрированных с другими элементами информационных систем заказчика.

За дополнительной информацией обращаться:
Людмила Глебова, директор по маркетингу и подготовке продаж.
E-mail: lglebova@dataplus.ru; тел.: (495) 662-99-79
.
«DATA+»