Управление качеством образования в Саратовской области: курс на модернизацию и практические результаты

22 Марта 2010
Стартовавший в России Год учителя призван дать начало масштабной работе по модернизации образования. Эту работу невозможно представить без повсеместного применения информационных технологий. Уникальным опытом информатизации образования обладают многие регионы России, и этот опыт заслуживает самого пристального внимания и изучения. Один из таких регионов –Саратовская область, где с 2008 года работает Автоматизированная информационная система Управление качеством образования (АИС УКО). Здесь использование передовых разработок дало не просто дополнительные инструменты управления, но и стало залогом инновационного развития всей системы образования. Разработку АИС УКО Саратовской области осуществила группа компаний «БАРС Груп», которая предлагает на российском рынке тиражное решение «БАРС.Web-Управление Качеством Образования».

О становлении Системы и практических результатах, которые получила региональная сфера образования, рассказывает Андрей Александрович Иванов, директор Регионального центра оценки качества образования Саратовской области:

– Андрей Александрович, почему именно сейчас так актуальны оценка качества образовательных услуг и использование информационных технологий для решения этой задачи?

– Все дело в том векторе, который взяла государственная политика в сфере образования. Еще в 2008 году в Послании Федеральному Собранию Президент России произнес слова, которые отражают современное направление модернизации образования: «школа не имеет права быть ветхой ни в прямом, ни в переносном смысле этого слова». Количество школ ветхих в прямом смысле не превышает 5 % и здесь нет непреодолимых сложностей. А значит, прежде всего, перед нами стоят задачи совершенствования образовательных процессов в соответствии с требованиями времени. Если проследить развитие этой идеи дальше, то уже в Послании 2009 года Медведев выделяет более конкретные задачи. Это и внедрение в современную школу системы мониторинга качества знаний, внедрение поощрений для учителей и особых требований к подтверждению квалификации.

Затем 14 августа 2009 года вышел приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Этот приказ меняет подходы к оценке профессиональной компетенции и учителей и управленцев в образовании. Если раньше просто прописывалось, что специалист должен научить ребенка тому-то и тому-то, то теперь от педагогов требуется работа с информационными ресурсами, использование мультимедийных технологий, владение методами педагогической диагностики. Со своей стороны управленцы должны представить, насколько они владеют проектными технологиями, методиками разрешения конфликтных ситуаций, ведут ли они документацию на электронных носителях?

И, наконец, уже в 2010 году Дмитрий Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», где изложена стратегия модернизации российской школы. Эти ключевые тенденции государственной политики на практике выполнены в той автоматизированной системе, которую создала «БАРС Груп» и которая работает в Саратовской области.

– Какие этапы становления прошла Система УКО в Саратовской области?

– С 1 сентября 2008 года в эксперимент вошли школы наших крупнейших городов – Саратова и Энгельса, и шла обкатка системы. С 1 января 2009 года в Систему стали вводиться другие школы области, и на данный момент мы располагаем данными по всем 1045 школам. Если говорить о моих личных впечатлениях, то первые полгода было достаточно сложно. В это время шло массовое внесение данных, а параллельно приходилось преодолевать сопротивление скептиков. Теперь мы понимаем, что не все из этих данных были нам нужны, но основа для анализа создана. А тех, кто был настроен критически, удалось переубедить, представляя конкретные преимущества системы для работы. И, конечно же, разработчики оперативно решали наши технические вопросы. Пройдя этот сложный период, я могу с уверенностью сказать, что у этой Системы есть большое будущее.

– Сам собой напрашивается вопрос о том, оказались ли сотрудники сферы образования готовы работать с информационными технологиями?

– Для начала, нужно понимать, что образование – это одна из самых консервативных сфер нашего общества. При этом люди, работающие в образовании, жестко иерархированы, и любой посыл сверху имеет силу приказа. Также, чтобы делать проект в образовании, надо знать потребности конкретных людей (директоров школ, чиновников) и говорить с ними на одном языке. Если человек видит практическую пользу для своей работы, то дело пойдет.

Например, у нас действует принцип всеобуча. И если ребенок вдруг меняет вместе с родителями место жительства, органы образования начинают бить во все колокола и разыскивать этого ученика. Как осуществляется поиск? Это парадоксальная для XXI века ситуация… Начинается телефонный обзвон: из министерства звонят в муниципальные отделы, из муниципалитетов звонят в каждую школу и спрашивают, не учится ли у них конкретный ученик? И так происходит решение проблемы повсеместно! К нашему счастью, в Саратовской области все сейчас по-другому. С введением АИС УКО в Министерстве достаточно внести в строке поиска имя и фамилию ученика, чтобы узнать в какой школе, в каком классе, по какому адресу учится ребёнок. Так же просто можно решать и более масштабные задачи. Например, чтобы узнать, сколько в области классов физико-математического профиля достаточно ввести в системе поиск по физмат профилю и получить информацию о количестве классов и детей.

Получается, что принятые у IT-специалистов слова об информатизации, или электронном документообороте здесь совершенно не нужны. На протяжении многих месяцев я объяснял людям логику построения баз данных и результаты, которые они смогут получить, используя АИС УКО. А таких практических результатов действительно немало.

– Одной из функциональных возможностей системы является ведение электронных портфолио обучающихся, педагогов и руководителей учреждений. Какие практические результаты дает портфолио?

– Формирование портфолио – это перспективное направление. С помощью портфолио можно пронаблюдать динамику педагогического роста учителя и динамику роста образовательных достижений обучающегося. Не надо заполнять огромное количество бумажных таблиц. Мы уходим от папок толщиной в 500-1500 листов, которые в былые времена занимали целые ящики и весили тонны.

Каждый год одиннадцатиклассники сдают ЕГЭ и каждый год ответственные в школах, в районах и в области собирают огромное количество данных. Сейчас мы будем делать выгрузки из системы БАРС в консоль, которая формирует базы данных для ЕГЭ. Значит, мы сэкономим каждому образовательному учреждению две недели работы. А теперь представьте, сколько это рабочего времени, если в области 1045 школ. Идентичная ситуация с аттестацией девятиклассников.

С помощью портфолио учителя упрощается и ускоряется процедура аттестации педагогических кадров. И если уважаемый педагог Мария Ивановна решила получить высшую категорию, нашему эксперту достаточно посмотреть в портфолио количество набранных ею баллов, чтобы решить соответствует ли она требованиям высшей категории. Если ситуация с педагогическими кадрами в каком-либо районе требует вмешательства, то уже можно принимать решения о курсах повышения квалификации, учитывая специфику района.

– Среди задач, которые позволяет решить информатизация, не последним пунктом стоит обеспечение прозрачности государственных услуг для граждан. Как эту задачу помогает решить АИС УКО?

– Я очень надеюсь, что в дальнейшем Система будет помогать нам не только в сборе информации для управления. В рамках действующего решения нужно создавать электронные дневники учащихся. С помощью этого нововведения родители школьника получат возможность видеть оценки его успеваемости и поведения. Оповещение родителей может осуществляться и через Интернет и через СМС на мобильном телефоне. Вопросов здесь еще очень много. Самый большой из них – защита персональных данных, и насколько я знаю, «БАРС Груп» активно прорабатывает эту тему.

– Если разрешите, задам Вам «глобальный» вопрос. Ни для кого не секрет, что сейчас есть определенный разрыв между рынком труда и системой образования. Может ли система, работающая в Вашем регионе, помочь в решении этой проблемы?

– Вопрос своевременный и очень интересный, поэтому попробую сразу перейти к конкретике. В минувшем году в Саратовской области была впервые проведена государственная аттестация девятиклассников в независимом режиме и обучающиеся выбирали экзамены в соответствии с предполагаемым профилем обучения. Если ребенок хотел в десятом классе заниматься по физико-математическому профилю, он должен был помимо русского языка и алгебры сдать еще и геометрию и физику. Мы получили данные о количестве таких обучающихся и теперь отслеживаем их профильное обучение. Также мы обладаем информацией о поступлении на технические специальности в ВУЗы. Все эти цифры позволили нам дать муниципальным образованиям информацию о потребности в специалистах данного профиля по Саратовской области.

Надеюсь, что уже в ближайшие годы работа по определению специальности выпускниками школ будет корректироваться в зависимости от спроса на рынке труда. В идеале мы должны предлагать ученику осознанный выбор специальности, исходя из содержания его портфолио. Это и склонность к определенным учебным предметам, и психологические характеристики, темперамент и т.д. Конечная цель этой работы – получить на выходе хорошего специалиста, который будет востребован на рынке труда. И, безусловно, нужно как можно скорее уходить от нынешнего положения вещей, когда есть переизбыток гуманитариев и острая нехватка технических специалистов.

– Как Вы видите будущее системы оценки качества образования в Саратовской области?

– АИС УКО Саратовской области уже работает, принося немалую пользу системе образования. И нет сомнений, что система будет жить и развиваться, отвечая на все требования модернизации образования. В конце концов, мы сможем окончательно уйти от бумажных носителей информации. Через электронные дневники школа сможет напрямую взаимодействовать с родителями. А руководство системы образования будет работать не только с общими показателями по региону, но и видеть, что сейчас происходит с каждой школой, вплоть до каждого ученика.