IT-рынок сократиться, но до коллапса далеко

16 Февраля 2009
Именно это стало основным итогом антикризисного круглого стола «Эффективное существование IT-рынка в новых экономических условиях», который был организован маркетинговым агентством STEM и собрал руководителей крупнейших компаний региона, таких, как Microsoft Северо-запад, Exigen Services, Tieto, Hewlett Packard, Fujitsu Siemens, Xerox и других. Мероприятие стало первым в серии круглых столов под общим названием «Выжить нельзя сдаться».
Много было сказано о сегодняшней ситуации, делались и краткосрочные прогнозы. Естественно, во время мероприятия преобладал позитивный настрой. Правда, в кулуарах по окончании круглого стола можно было расслышать и отдельные пессимистические нотки.

Былое и думы

«В конце прошлого года рынок находился в ожидании того, как же будет развиваться ситуация после первого января, - рассказывает Андрей Даниленко («SVEGA Компьютер»). - Все достаточно спокойно отработали четвертый квартал 2008 года, но уже тогда стало очевидным отсутствие обычной динамики роста. Январь нынешнего года был абсолютно «пустым» с точки зрения информативности. Но буквально в первых числах февраля стала появляться информация, основываясь на которой, можно делать следующий прогноз: объем IT-рынка в России в 2009 году уменьшится примерно в два раза».
«Мы почувствовали негативные моменты новой экономической ситуации достаточно давно, поскольку работаем с западными заказчиками, - говорит Александр Поздняков (Exigen Services). - Кризис – это время проверки бизнеса: сильный в этой ситуации станет только сильнее. От перехода к современным реалиям, конечно, проигрывают все, но проигрывают по-разному. А выиграть в конечном итоге сможет тот, кто лучше других подготовится к моменту выхода из кризиса». Согласен с Александром и Питер Линдберг (Tieto): «Сегодня мы наблюдаем снижение объемов продаж во всех проектах с высокой добавленной стоимостью. С другой стороны, мы находимся в удачной ситуации в связи с тем, что, как крупная компания, можем приобретать активы конкурентов, поскольку сейчас сокращается бизнес многих компаний. Кроме того, в своей деятельности мы вводим новые бизнес-модели – аутсорсинг, аутстаффинг, разделение рисков и т.д.».
Ирина Дмитриева («Морской экспресс») делает акцент на другом аспекте современной рыночной ситуации: «Кризис может позволить пересмотреть свои позиции на рынке, понять, что ты можешь и чего хочешь. Кроме того, для любой компании, как работодателя, в текущей ситуации есть большой плюс – можно относительно легко набрать команду высококлассных специалистов».
Алексей Зеленцов ((Digital Design) постарался оценить общее настроение клиентов IT-компаний: «В последнее время у меня была возможность пообщаться с большим количеством первых лиц самых разных клиентов. У меня сложилось полное ощущение того, что люди сейчас затаились выжидают. При этом, IT-департаменты по-прежнему считают, что есть какие-то проекты, на которые им обязательно дадут деньги, и не всегда отдают себе отчет в том, что ситуация меняется каждый день».
Дополнил это мнение по поводу настроя клиентов Андрей Белявский (ABBYY): «Кризис еще не набрал полную силу, но уже сейчас он заставляет все компании оптимизировать свои расходы и искать пути повышения эффективности своих сотрудников. Все начинают считать деньги. Но, на мой взгляд, именно в этих условиях можно успешно двигаться вперед».


До коллапса еще далеко

Порассуждали участники круглого стола и об основных тенденциях современного российского рынка IT.
«Любой кризис, как и война, - это ускорение любых преобразований, как в сфере общественной жизни, так и производственной. Это возможность развития и построения новых, более грамотных бизнес-процессов – усиление грамотности инвестиций, повышение ответственности исполнителей за принятие решений. – считает Владимир Пирогов (Softline, СЗФО). - Особенно сейчас это касается наиболее оптимального развития IT-структур предприятий. Именно те, кто сейчас задумывается о будущем своих предприятий, сможет через несколько лет стать лидером в определенной сфере деятельности, так как применение новых IT-технологий в сфере производства и в сфере взаимодействия с клиентами, поможет не только достойно преодолеть кризис, но и стать – лидером».
«На наш взгляд коллапса рынка еще нет, - продолжает Ольга Максимова («Астрософт»). - В то же время, сейчас под предлогом мирового кризиса некоторые руководители бизнеса разрешают себе не вкладывать деньги в IT. Исходя из этого нам, в свою очередь, придется менять стиль продаж». «И главное сейчас – понять, что же на самом деле нужно заказчику, – продолжает Федор Черноусов (Digital Design). - При этом нужно учитывать, что у него нет таких финансовых возможностей, как раньше. Необходимо концентрироваться на инновационной деятельности по созданию альтернативных, более доступных предложений, которые бы по-прежнему эффективно решали проблемы клиента».
«Мы видим изменение подхода IT-служб наших заказчиков к инвестициям в IT, - подтверждает Андрей Фадеев, Поликом Про). - Если раньше бюджеты тратились исходя из интересов прежде всего ИТ-службы и ее представления о технической целесообразности, то теперь ситуация изменилась и каждое внедренное решение в области ИТ должно иметь понятное экономическое обоснование его эффективности. И если такое обоснование есть, проекты идут ничуть не хуже, чем раньше».
Соглашается с коллегами и Феликс Егоров (Hewlett Packard): «Сегодня заказчики очень большое внимание уделяют таким вещам, как стоимость владения, возврат инвестиций, и хотят знать, как те или иные решения, даже за минимальные деньги, которые они готовы потратить на IT, помогут их компаниям сэкономить и выжить. IT-отрасль способна предоставить такие решения, чтобы и заказчикам помочь, и самим преодолеть последствия этого кризиса».
Ожидают некоторых изменений и конечные потребители продукции IT-рынка. «Мы наблюдаем и, естественно, ждем новых интересных выгодных предложений, - честно признается Андрей Семашенков (медицинская компания «ЕМС»).
«Действительно, по нашим ощущениям, сейчас все задумались и начали считать деньги - рассказывает Елена Маткевич (маркетинговое агентство STEM.) -. Бюджеты стали ниже, но зато решения по привлечению клиентов – намного тоньше. Методы и инструменты, которые работали раньше, сегодня не работают. И первый рынок, который начал использовать совершенно другие методы и инструменты собственного продвижения – именно рынок IT».
«Легкие деньги», прежде всего, связанные с доступом к дешевым кредитам и природным ресурсам, которые мы поставляем за рубеж, для страны закончились, - делится своим взглядом на экономическую ситуацию Анна Кулашова (Microsoft Северо-запад). - Но деньги вообще не закончились. Сейчас заказчик готов больше обращать внимания на те решения которые предлагает Microsoft – я говорю о решениях по сокращению затрат, по оптимизации работы предприятий. Например, сейчас наша компания совместно с партнерами начинает реализацию крупномасштабного проекта ««3-2 = 5 Сокращения без потерь». Для клиентов специально разработан комплекс IT-решений, которые позволяют существенно экономить средства, но при этом обеспечивать полноценную работоспособность предприятий. Кроме того, сегодня мы готовы демонстрировать гибкую ценовую политику компании».
Комментируя последние тенденции Наталия Майорова («Динамика») считает, что «сейчас уже пришло понимание, что нельзя долго удерживать заказчика, предлагая только набор программного обеспечения, необходимо предлагать комплексные проекты и решения, которые позволят сделать бизнес заказчика более эффективным. В итоге будут востребованы услуги компаний, которые обладают высокой компетенцией в области разработки и внедрения комплексных программных решений. И продаваться будет не столько программный продукт, сколько «бизнес-идея» и профессионализм специалистов. И, наверное, кризис легче перенесут ИТ-компании, имеющие наиболее диверсифицированный бизнес. Безусловно, аутсорсинг также является эффективной формой услуг».
«Действительно, некоторые компании, несмотря на тяжелую ситуацию, осознают, что более эффективно не просто сокращать бюджеты на ИТ, а пытаться найти не менее эффективные, но более экономичные решения, которые в результате дадут куда более ощутимую экономию, чем просто "непотраченные" деньги на ИТ. – замечает Дмитрий Кузнецов (ИТТИЛАН). – Безусловно, это оправданно, и позволяет интеграторам также скорректировать вектор своей деятельности, например, наша компания вывела на рынок ряд готовых решений с просчитанной эффективностью, которые позволят компаниям быстро получить бизнес отдачу за счет сокращения затрат».

Не надо бояться

«Мы воспринимаем ситуацию как некий объективный процесс, к которому нужно подойти спокойно и взвешенно, - говорит Леонид Коновалов (Xerox Россия). - Главное для нашего бизнеса – оптимизация затрат и ориентация на то, чтобы помочь заказчикам разработать новые направления, повышающие общую эффективность оборудования и услуг». Спокоен и Александр Брянцев (Fujitsu Siemens): «В нашей компании финансовый год заканчивается в апреле, поэтому мы пока не готовы дать комментарии по основным экономическим показателям. Тем не менее, не надо бояться кризиса, нужно позитивно относиться к свом возможностям и максимально пользоваться шансами, которые дает новая экономическая реальность».
«Мы – команда неисправимых оптимистов, - признается Наталья Майорова («Динамика»), - поэтому кризис для нас – не только снижение оборотов компании, но и возможность показать, на что мы действительно способны. Наша компания планирует развитие новых направлений, благо появилась возможность сделать то, до чего у нас не доходили руки, пока бизнес рос сам собой». Четкое понимание направления движения есть и у Ивана Жирова (Lanck Systems): «У разных сегментов экономики разные перспективы. Сейчас важно выбрать тот сегмент, где перспективы положительные, и предложить компаниям этого сегмента наиболее оптимальный продукт. Еще одна важная задача – понять, какие продукты будут востребованы после кризиса».
Александр Никифоров
Маркетинговое агентство STEM
www.stem-a.ru