INTEL. Помощь образованию

13 Ноября 2008
Почти десять лет программа «Intel. Обучение для будущего» (Intel Teach) дает возможность преподавателям успешнее обучать школьников во всем мире. Учителя получают навыки, как удачнее и полезнее использовать информационные технологии и средства связи на уроках для развития критического мышления и навыков совместной учебной исследовательской деятельности учеников. На сегодняшний день свыше 5 млн. преподавателей в более чем 50 странах мира прошли подготовку по этой программе, а к 2011 г. планируется увеличение данного числа до 13 млн. учителей.

С 2002 г. в российских учебных центрах программы «Intel. Обучение для будущего» 500 тыс. учителей школ и студентов педагогических вузов освоили методики включения элементов компьютерного обучения в учебный процесс.
Корпорация Intel ставит перед собой еще более масштабную цель: в течение пяти лет подготовить в России более 1 млн. учителей-практиков и студентов педагогических университетов к исполнению ими своей высокой миссии – воспитанию людей нового тысячелетия.
В сентябре 2007 г. на конференции ассоциации «Глобальная инициатива Билла Клинтона» (CGI) было объявлено о том, что корпорация Intel обязуется внедрить онлайн-версию своей программы подготовки преподавателей. Эта программа поможет миллионам учителей в 15 странах использовать компьютерную технику, программное обеспечение и современные средства связи в процессе преподавания. Тем самым уровень обучения учащихся станет намного выше, чем это было прежде.
Отдавая должное стремлению Intel бывший президент США Билл Клинтон ввел Крейга Барретта в состав консультативного совета по образованию. Следует сказать, что г-н Барретт удостоился такой чести первым из представителей коммерческих структур.
В декабре 2007 г. программа «Intel. Обучение для будущего» получила одобрение Яна Фигеля (Ján Figel), комиссара Евросоюза по образованию, культуре и делам молодежи. Комиссар приветствовал работу корпорации Intel в сфере образования и выразил восхищение высоким профессионализмом специалистов корпорации, проявленным в ходе реализации программы.
С тех пор по программе было обучено более 2 млн. преподавателей в странах Европы, Среднего Востока и Африки и свыше 5 млн. в других регионах мира. Сегодня 89% процентов учителей сообщают о высокой полезности компьютерных технологий в учебном процессе.

Программа «Intel. Навыки успеха» (Intel Learn) призвана помочь молодым людям в развивающихся странах получить столь необходимые сегодня навыки компьютерной грамотности, освоить алгоритмы принятия решений и приемы совместной работы в коллективах. В этом направлении Intel работает совместно с правительственными учреждениями и местными организациями. Программа была запущена в 2004 г., и сегодня в соответствии с ней обучаются более 250 тысяч студентов в Европе и странах Среднего Востока.
Корпорация Intel инициировала и другую, особую образовательную программу, которая позволяет девушкам и юношам из регионов с недостаточно развитой инфраструктурой ИТ получать доступ к передовым технологиям, а также стать более мотивированными и уверенными в себе. Для этого создается сеть компьютерных клубов, которая основана на модели обучения, разработанной Бостонским Музеем науки, а также исследовательским центром Media Labs Массачусетского технологического института, и осуществляется в Дании, Ирландии, Израиле, Иордании, Нидерландах, Северной Ирландии, Палестине, Южной Африке и России. 25 тысяч молодых людей из 20 стран участвуют в работе ста компьютерных клубов, включая 16 подобных учреждений в девяти странах Европы, Среднего Востока и Африки.

Программа поддержки высшего образования (Intel High Education) обеспечивает продвижение инноваций в рамках совместной работы с университетами и правительственными учреждениями во всем мире. Она способствует внедрению наиболее современных технологий в повседневную жизнь человечества. С этой целью выделяются гранты на научно-исследовательские работы, проводятся конференции по предпринимательской деятельности в инновационных областях, осуществляется практическое обучение под руководством специалистов корпорации Intel. Подобная практика освоена в Бельгии, Болгарии, Чехии, Дании, Египте, Франции, Германии, Венгрии, Ирландии, Израиле, Италии, Нидерландах, Польше, Румынии, России, Испании, Швеции, Швейцарии, Турции и Великобритании.
Корпорация Intel тесно сотрудничает с ведущими российскими университетами, обеспечивая их финансированием и оборудованием, необходимыми для проведения научных исследований. Во время своего визита в Россию в 2005 г. Крейг Барретт объявил, что Intel предоставит гранты шести российским университетам, которые включат в учебный план изучение архитектуры многоядерных процессоров. Более того, он объявил о создании сети центров высокопроизводительных вычислений, задача которых будет заключаться в обработке данных исследований академических институтов и индустрии. Первый "узел" этой сети был открыт Московским государственным университетом совместно с «Росгидрометом».
Тогда же Крейг Барретт объявил и о том, что в 20 университетах будет реализована программа, посвященная бизнес-внедрению научных проектов. По словам г-на Барретта, многие выпускники вузов обладают интересными идеями, но многие из них не находят сил для реализации их в виде деловых проектов.

Международный смотр научно-технического творчества школьников Intel ISEF проводится с 1950 г. под эгидой некоммерческой организации Science Service. С 1997 года генеральным спонсором ISEF выступает компания Intel (в рамках корпоративной программы «Intel. Новаторство в образовании», а также благодаря деятельности благотворительной организации Intel Foundation). За это время число участников смотра увеличилось наполовину, а количество стран, регионов и территорий, присылающих на конкурс своих представителей, – на 70%.
«Intel не просто спонсор смотра “Юниор”, а еще и его активный организатор, участник и болельщик. С этой компанией мы пришли на всемирный конкурс в США, а теперь пусть малыми, но хорошо организованными силами добиваемся самых высоких результатов», — считает Борис Оныкий, до не давнего времени ректор МИФИ.
Стоит подчеркнуть, что корпорация Intel ещё несколько десятилетий назад приняла на себя обязательства по реализации права молодёжи на образование. Ежегодно Intel вкладывает более 100 млн долларов в повышение качества образования, в первую очередь в математике, естественных науках и сфере высоких технологий.
Сотрудники корпорации Intel в мире уделяют много времени занятиям с учащимися местных школ, выступая в роли наставников, читают лекции, разъясняют матечатические правила и законы, курируют производственную практику, а также приводят примеры задач, с которыми инженеры сталкиваются в своей трудовой деятельности.
Только за последние 10 лет сотрудники корпорации Intel добровольно провели 1,2 млн. часов занятий со школьниками и привлекли на эти цели средства в размере свыше 10 млн. долларов.
Как считает Крейг Барретт, в будущем экономика будет еще сильнее зависеть от образованных людей. Поэтому вложения в систему просвещения чрезвычайно важны. Конкурентоспособность специалистов будет зависеть от уровня образованности рабочей силы.

Одна из наиболее интересных инициатив компании Intel последних лет – это создание среды электронного обучения «Один ученик - один компьютер». О ней и о других программах корпорации Intel для средней школы рассказывает руководитель образовательных программ российского представительства Intel Ярослав Быховский.
«Нужно отметить, что Россия находится отнюдь не на последних местах среди других стран мира по уровню информатизации образования и внедрению информационных технологий в учебный процесс. Государство с разной степенью интенсивности, но все же достаточно активно участвует в этом процессе. Например, в последние годы быстро развивался национальный проект «Образование», составной часть которого стала программа информатизации обучения.
Очень важно, что программа «Intel. Обучение для будущего», о которой говорилось выше, не заканчивается с завершением курса обучения для учителей. Они приходят в свои школы и не только реализуют новые интересные проекты по использованию компьютерных технологий в образовании, но и обмениваются ими со своими коллегами, причем, региональные педагоги в этом деле выступают гораздо энергичнее столичных.
Например, два-три года назад учителя – участники нашей программы – стали использовать возможности социальных сетей в общении друг с другом и своими учениками. Широкое развитие во многих регионах России получил проект «Летописи.ru», основанный на wiki-технологиях.

Не менее активно развивается и другая программа, ориентированная на школьников, под названием «Intel. Навыки успеха». В ряде случаев она проводилась во внеурочное время в виде работы кружков, иногда учителя проводили занятия с детьми во время уроков информатики. Дети учились с помощью имеющихся в распоряжении школы информационных технологий реализовывать реальные социальные проекты, например, вопросы благоустройства двора, улицы, микрорайона. В целом ряде школ Новосибирской области и Краснодарского края проекты были представлены мэрии и получили бюджетное финансирование.

Intel иницирует и спонсирует общероссийские проекты в средних школах, например «300 интеллектуальных школ России», цель которого – поддержать связи между региональными школами, облегчить им сотрудничество и обмен информацией и опытом; «3000 статей для Википедии», в котором школьники под руководством учителей учились создавать электронные статьи, которые могли бы войти в состав открытой русскоязычной энциклопедии.
И все же наиболее масштабная и перспективная программа последнего года – «Один на ученик – один компьютер». Вместе с фондом «Вольное дело» Intel проводит целый ряд пилотных проектов по оснащению школ в Новосибирской и Ярославской областях, в Санкт-Петербурге, в Краснодарском крае школьными ПК (Classmate PC). Фонд «Вольное дело» реализует аналогичные проекты в Иркутской и Свердловской областях, Ярославле и Нижнем Новгороде. Подаренные ноутбуки либо включаются в уже существующую ИТ-инфраструктуру школ, либо вокруг них эта инфраструктура начинает строиться «с нуля». 4-5 декабря в Москве пройдет конференция, на котором будут подведены итогов этих пилотных проектов, а их участники обменяются опытом и наметят перспективы будущей работы. На эту конференцию приглашены представители других регионов, которые заинтересовались проектом, в ее работе будут участвовать представители Украины, Казахстана и Азербайджана. Кстати, пилотные проекты «Один ученик – один компьютер» уже начались в Украине и Казахстане. Очень хотелось бы, чтобы к реализации этого интересного проекта подключились государственные учреждения, хотя надо отметить, что уже на пилотном этапе мы получаем поддержку от городских и региональных отделов образования.
Россия стала одной из первых стран в мире, где этот проект реализуется в национальном масштабе. Активней, чем на нашей родине, этот проект развивается только в Португалии. Там он получил название «Магеллан» и развивается при поддержке премьер-министра страны. Был создан специальный фонд, из которого спонсируется производство и внедрение школьных компьютеров. Родители школьников младших классов могут приобрести ученические ПК для начальных классов за 50 евро, а старших – за 150 евро (правда, они более мощные). Одновременно с приобретением ноутбуки получают право доступа к провайдеру Интернет-услуг за 18 евро в месяц. К реализации проекта подключились поставщики образовательных приложений, поэтому школьники получают не «пустой» ноутбук, а настоящий мобильный компьютер со всем необходимым для современного обучения. При подобной практике выигрывают все – родители, дети, государство, поставщики ПК и провайдеры Интернета. Масштаб проекта – 500 тысяч школьных ПК – однозначно говорит о том, что он не может быть реализован без государственной поддержки.
Впечатленная результатами этого проекта, Венесуэла планирует реализовать нечто аналогичное на своей территории, заказав ПК у португальских производителей. Там масштабы должны достигнуть уже миллиона школьных ПК.
Упомянутое иллюстрирует, что использование компьютерных технологий в школе меняет динамику образования: укрепляется взаимодействие между учащимися и учителями, что способствует более интенсивному обмену информацией. К тому жешкольники эффективнее помогают друг другу в обучении.
Процесс внедрения компьютерной техники в образовательную сферу перешел в качественно новую фазу. Прогресс привел к тому, что появилась реальная возможность преодолеть «цифровое неравенство» между школьниками. Модель обучения «Один ученик – один компьютер» призвана решить эту проблему и в России в самое в ближайшее время.


Корпорация Intel, ведущий мировой производитель инновационных полупроводниковых компонентов, разрабатывает технологии, продукцию и инициативы, направленные на постоянное повышение качества жизни людей и совершенствование методов их работы. Дополнительную информацию о корпорации Intel можно найти на Web-сайте www.intel.com/pressroom, на русскоязычном Web-сервере компании Intel (http://www.intel.ru), а также на сайте http://blogs.intel.com.
Intel и логотип Intel являются товарными знаками корпорации Intel в США и других странах.
AMIprint
Intel