Музейные практики в электронном формате

7 Декабря 2010
Работники российских музеев уверены, что пренебрегая инновационным прорывом, теряют посетителей, проигрывая, по сути, культурную жизнь технике.


2 декабря 2010 года в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки был проведен семинар, посвященный применению информационных технологий в учреждениях культуры. Для обсуждения проблем информатизации, как части стратегии развития и музейного маркетинга, приняли участие более ста директоров и главных хранителей учреждений культуры из России и стран СНГ.
Организатором международного семинара «Музейные информационные технологии. Приоритетные задачи информатизации музеев и перспективы развития» выступила корпорация ЭЛАР. Специалисты корпорации рассказали участникам мероприятия об инструментах создания виртуальных коллекций, 3D-музеев и единого государственного музейного каталога, а также о технологиях бережного высококачественного сканирования ветхих книг и документов.
Участникам семинара было продемонстрировано передовое оборудование для оцифровки музейных коллекций. В частности, фотомашина ЭЛАР ОРТЕРИ 5000, способная в считанные минуты в автоматическом режиме создавать 3D-ролики и 3D-коллекции предметов искусства.
Во время семинара специалисты обсудили универсальные возможности, которые могут применять музеи вне зависимости от специализации, характера и объема фондов. Например, несмотря на то, что виртуальные музеи уже не считаются ноу-хау, и многие музеи мира имеют свои версии электронных коллекций и «прогулок» по залам и запасникам, такие проекты в России пока не стали нормой, поскольку стоимость их высока, а сроки исполнения длительны. Тем не менее, в стране существует немало музейных практик, представляющих успешное сочетание культуры и информационных технологий. На семинаре эксперты компании ЭЛАР рассказали о музейных проектах, успешно реализованных в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Музее современной истории России, Музее Большого театра, Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) и т.д. Специалисты Музея им. М.И. Глинки продемонстрировали своим коллегам преимущество работы комплекса высококачественного сканирования ЭЛАР ПауэрСкан, который задействован в музее музыкальной культуры для оцифровки учетной документации и фондов.


Участники мероприятия смогли обменяться опытом решения задач информатизации музеев. Так, директор Центра сертификации и компьютеризации Министерства по делам культуры республики Узбекистан Шавкат Фазылович Султанов прокомментировал актуальность внедрения инновационных технологий в учреждениях культуры: «В 2008 году в республике Узбекистан принят Закон «О музеях», а в этом году вышло постановление правительства о создании единого музейного каталога. Сейчас ведется работа по формированию единой системы учета и систематизации музейных объектов. Мы бы хотели ознакомиться с российским опытом информатизации музеев, поскольку убеждены — историко-культурное достояние нашей страны должно быть по-настоящему общедоступным. Нам интересны разработки, которые применяются в российских музеях по созданию цифрового контента и наполнению им информационных ресурсов, автоматизации музейной деятельности».
Актуальность создания и наполнения единого электронного музейного каталога Российской Федерации подчеркнула Фатима Катырбечевна Джигунова, директор Национального музея Адыгеи: «В республике разработана «Программа комплексного развития музеев Республики Адыгея на 2010-2014 годы». В Программе заложено создание на базе Национального музея Республики Адыгея Центра по информатизации музейной деятельности, а также реализация ряда предложений по музеефикации археологических памятников, дольменов. Мы работаем в направлении создания единого музейного каталога региона, организации интерактивного on-line доступа к фондам музеев и библиотек Республики».
Об опыте расширения музейного пространства за счёт использования современных технических средств, которые позволяют достигнуть эффекта присутствия, рассказал старший научный сотрудник отдела хранения Национального художественного музея Республики Саха Илья Васильевич Неустроев: «Мы очень активно привлекаем высокие технологии. В частности, создан Виртуальный музей Национального художественного музея, который полностью разработан по законам музейного проектирования и предполагает наличие искусственно сконструированного пространства, в котором размещены музейные объекты. Внедренная программа дает возможность совершить виртуальные туры по 4 залам музея (Русское искусство, Отечественное искусство, Искусство Якутии, Графика Якутии), предоставляет возможность сопровождения вирт-экскурсии электронным экскурсоводом, а так же познакомиться с постоянной экспозицией музея. Кроме того, мы сейчас переводим весь музейный фонд в цифровой формат с помощью фотофиксации, что позволит музею иметь полную базу экспонатов в виде электронных копий. Однако нам бы хотелось привлекать и более прогрессивные технологии для расширения способов экспонирования и налаживания коммуникации со своей аудиторией. Именно поэтому наш музей принимает участие в этом семинаре».
Цели, которые ставит перед музеями государство, по сути, не отличаются от задач, которые учреждения культуры ставят перед собой. С одной стороны, музеи должны обеспечить максимальный доступ к своим фондам зрителю, а с другой — сохранить уникальные коллекции. В поисках новых форм работы культура выходит на новый уровень, когда музей XXI века устойчиво ассоциируется с электронными технологиями