Обучение как залог успешного функционирования системы

3 Октября 2012
В современных условиях, диктуемых бурным развитием ИТ-технологий и высокой конкуренцией на рынке программного обеспечения, вопросам обучения пользователей разрабатываемой системы должно уделять максимум внимания. Сегодня нельзя сказать, что только при определенном наборе знаний, умений и навыков человек сможет работать с системой! Система должна позволять работать любому пользователю, с абсолютно разными уровнями подготовки. Поэтому методология обучения начинает разрабатываться специалистами нашей компании параллельно разработке самой системы.
Система кадрового учёта и расчёта заработной платы очень объёмна, без предварительной подготовки использовать её функционал можно приблизительно только на 5-10%. А чем это чревато? Потенциального покупателя сложно будет склонить к решению покупки системы, и, вероятно, он предпочтёт продукт конкурента, где всё показано, объяснено и наглядно.
Во-первых, конечно же, система должна быть красивой. Да-да, именно красивой. Ведь вряд ли у кого-то будет стимул изучать систему, которая визуально напоминает интерфейсы самых первых прикладных программ для ЭВМ! А стимул для обучения очень значим — ведь человек всё делает при наличии стимула — а если обучаться легко и приятно, величина стимула может быть очень небольшой.
Во-вторых, логичность и понятность — менталитет русского человека таков уж — покупая новую технику, мы сначала пытаемся её использовать по интуиции: сначала нажать большую красную кнопку, потом выбрать программу и т.д. И уж если что-то не получается раза с пятнадцатого, обращаемся к инструкции. Так и с программным обеспечением! Человек, владеющей предметной областью, должен интуитивно понимать программу, или её основные функции, порядок действий. И уже за более глубокими нюансами обращаться к инструкциям. Возьмём, к примеру, микроволновую печь. Наверное, каждый кто когда-либо ею пользовался, сможет разогреть готовую еду. А вот уже чтобы приготовить гриль нужно выставить хитрые режимы, а для этого придётся обратиться к инструкциям.
Пользователь перед совершением действия всегда представляет результат и последовательность действий, благодаря коим результат будет достигнут. Когда система ему понятна, это формирование комплекса действий происходит гораздо быстрее, что в целом влияет на скорость работы системы. А скорость — это один из показателей, усовершенствование которого всегда принимается на «Ура!».
Но одной понятности интерфейса мало. Поэтому для каждой системы разрабатываются обучающие материалы. На сегодня мы можем предложить обучающие презентации, видеоролики, руководства пользователя, массовое обучение целевой аудитории и, конечно же, незаменимый «HELP».
Остановлюсь подробнее на массовом обучении целевой аудитории. Внедрение системы «SIKE.Управление персоналом» предполагает охват большого количества персонала разных сфер деятельности и квалификации. Например, зачем обычного табельщика обучать правилам формирования налоговых вычетов, или расчётчику заработной платы объяснять основы ведения личных карточек? И уж точно все эти тонкости будут не интересны специалисту по информационным технологиям, который будет поддерживать общую работоспособность системы на предприятии. Для каждой группы специалистов разрабатывается своя программа обучения, имеющая свою узкую направленность. Для каждой группы учащихся обязательно формируются этапы, которые обычно включают в себя:
 цель обучения;
 стратегию обучения;
 подготовку и проведение обучения;
 подведение итогов, формирование выводов.
В массовом обучении мы на практике использовали и такой способ как дистанционное обучение. При географической удалённости предприятия такой способ наиболее выгоден, так как позволяет минимизировать затраты временные и денежные на выезд специалиста «на место», но при этом сохранив все преимущества данного типа обучения. Эффект присутствия, хоть и дистанционного, специалиста, который в режиме реального времени ответит на все возможные вопросы обучающейся группы.

Но самое главное для эффективного обучения — это конечно мотивация. И здесь всё зависит от руководителя: понимать суть, вовремя доводить информацию до персонала, объяснять необходимость изменений, оговаривать планируемые результаты. Если заинтересовано руководство, то все остальные вопросы решаются гораздо быстрее.

Спасибо всем моим читателям!
Татьяна Калугина
SIKE.Корпоративные системы
тел. 8 (3519) 22-22-44
info@sike.ru
Обучение как залог успешного функционирования системы