Модернизация в ФНС: Россия уходит от разрозненных сборов к единой фискальной системе

4 Апреля 2016

Прошедший 2015 год ознаменовался глобальными переменами, произошедшими в ФНС, и призванными значительно усовершенствовать российскую налоговую систему. Основная их цель – снизить налоговую нагрузку на отечественный бизнес, тем самым позволив многим коммерческим компаниям наконец-то выйти из теневой экономики. Последний факт должен значительно увеличить консолидированные налоговые сборы в казну, уверен руководитель ФНС России Михаил Мишустин. 


Практическое движение к этой цели на сегодняшний день принесло уже более, чем ощутимые результаты. По итогам 2015 года, несмотря на экономически тяжелый для россиян год, Федеральная налоговая служба смогла увеличить налоговые сборы более, чем на 11% по сравнению с предыдущим годом. В денежном выражении казна получила на этот раз около 10 триллионов рублей. Оценивая эффективность работы сотрудников своей службы в 2015 году, Мишустин отметил, что от каждого инспектора ФНС, в казну теперь уходит около 42 миллионов рублей в год, что является очень хорошим показателем.


Однако, такой заметный прогресс является только верхушкой айсберга. По-прежнему из-за массового уклонения от налогов и серых схем, российский бюджет не добирает миллиарды рублей. По подсчетам Всемирного банка теневая экономика в России составляет приблизительно половина российского ВВП. Это означает, что из ФНС, а соответственно и российской казны, ежегодно уходит ни один миллиард рублей, который должен был бы пойти на социальные нужды государства. При этом Мишустин подчеркивает, что Россия сейчас находится под одним из самых высоких налоговых обложений в мире, а соответственно, как никогда нуждается в снижении налоговой нагрузки на бизнес.


Стоит также отметить, что наиболее подвержены теневому регулированию в нашей стране сфера таможенных сборов, алкогольный и табачный рынок, а также рынок горюче-смазочных материалов. 

В прошлом году, в целях исправления этой ситуации и повышения сборов в казну, ФНС приступило к формированию единого механизма управления всеми фискальными платежами, включая уплату алкогольных акцизов, таможенных пошлин, страховых взносов, отчисляемых сегодня в Пенсионный фонд. В основу этого механизма легло объединение нескольких разрозненных структур, в частности ФНС, Росалкогольрегулирования и ФТС, в одну структуру. Оно будет происходить также и на уровне интеграции работы всех этих служб в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). ФНС в данном случае взяло на себя главную роль не только в самом сборе денег, но и в администрировании и распределении сборов между Пенсионным и государственными фондами. Соответствующий закон о создании единого фискального органа в рамках Министерства Финансов уже разработан и недавно подписан Владимиром Путиным.


Ключевая задача новой фискальной службы будет заключаться, конечно же в увеличении налоговых сборов в казну за счет повышения их прозрачности и бесперебойности. Как прокомментировал Михаил Мишустин, последние два параметра как раз и будут достигнуты за счет объединения всех служб в единую структуру и подключения их к единой информационной системе. До полноценного внедрения ЕГАИС налоговики имели возможность только видеть все сборы, но не могли ими управлять. 


К сожалению, на сегодняшний момент точных сроков завершения этого национального проекта не обозначено. Однако, по опыту реализации аналогичных и менее масштабных госпроектов, не связанных с ФНС, можно сказать, что на них обычно уходит больше времени, чем планировалось изначально, а в случае такой масштабной модернизации как вышеозначенная, скорее всего ее реализация растянется на годы. При этом, начиная с января 2016 года, система уже заработала в сфере оптовых продаж, а к рознице ее подключение запланировано на 1 июля нынешнего года.  


В соответствии с планами ФНС, первой к Единой информационной системе будет подключена Федеральная таможенная служба, а уже следом за ней Пенсионный фонд РФ. Пока что данный проект взывает неутихающие споры и дискуссии и на уровне государственной власти, и со стороны бизнеса. Здесь стоит отметить, например, что в Правительстве РФ далеко не все согласны с передачей управления страховыми взносами из ПФР в ФНС, ссылаясь на то, что это может не только привести к дополнительным затратам, но и к серьезному усложнению пенсионного учета в нашей стране. Подкрепляют они при этом свою аргументацию еще и тем, что Пенсионный фонд на сегодняшней день полноценно справляется со своими задачами.


Со стороны бизнеса, в частности со стороны алкопроизводителей, позитивно была встречена инициатива, предложенная ведомством Михаила Мишустина, согласно которой вычет совершаются для тех, кто устанавливает систему учету и именно им она предлагает компенсировать затраты. Это в корне отличается от правил Росалкогольрегулирования, согласно которым владельцы бизнеса всегда устанавливали их за свой счет. Благодаря новым правилам, разработанным ФНС, данная система наконец-то уходит в прошлое.

https://www.nalog.ru