Одна строчка в законе - два миллиарда прибыли

19 Июня 2015
На прошедшем 17 июня в «Деловой России» круглом столе по проблемам эффективности управления госсобственностью была вскрыта законодательная афера, за которой могут стоять интересы частных лиц, имеющих лоббистские возможности в различных органах власти и околовластных структурах.

Попытки государства навести порядок в области осуществления сделок с государственным и муниципальным имуществом завершились законодательным решением, абсолютно не способным повлиять на механизм формирования начальной цены этого имущества, но открывающим частному выгодополучателю канал для миллиардного обогащения.

К такому выводу пришли участники круглого стола, проследившие историю возникновения в ч.5 ст.8 Федерального закона об оценочной деятельности нормы об обязательном предоставлении оценщиками выборочных сведений из отчетов об оценке государственного имущества в «Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц».

Первоначально в Дорожную карту «Совершенствование оценочной деятельности», являющуюся обязательным планом действий для профильных государственных структур, была включена директива о создании механизма раскрытия информации о планируемых к приватизации объектах госсобственности и сделках с ними через публикацию полных отчетов об оценке, на основании которых определялась начальная стоимость.

Эта директива четко указывала на объект регулирования – только те случаи, где в сделку вовлечено государственное или муниципальное имущество, но не называло субъект – лицо, которое обязывается публиковать отчет об оценке. Такая формулировка в Дорожной карте делала задачу повышения прозрачности сделок с госимуществом реальной. Однако вскоре с изначально здравой идеей начались трансформации, завершившиеся внесением в закон абсурдной с точки зрения результата нормы и перспективой создания очередного денежного потока, направленного в карман частных бенефициаров.

В текст ст. 8 закона об оценочной деятельности была включена поправка, полностью выхолащивающая первичный смысл Дорожной карты. Во-первых, вместо публикации полных отчетов, дающих подробный анализ коммерческой привлекательности объекта оценки на основании исходной информации от заказчика, оценщика обязали публиковать лишь выборочные сведения, не дающие никакого представления об основаниях определения им стоимости объектов.

Во-вторых, в законе, был расширен круг оснований для обязательного размещения оценщиками в «Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц» информации об отчетах по всем случаям обязательной оценки (включая страхование, наследование, раздел имущества и др., всего 24 основания). Такое прогрессирующее увеличение объема бессодержательных данных сделало невозможной какую-либо последующую работу по анализу прозрачности сделок с госимуществом.

Представленные на круглом столе расчеты показали, что только за один год российские оценщики будут вынуждены выплатить коммерческой структуре из своей заработной платы более 2 млрд. рублей.

Причем, похожую информацию об отчетах об оценке, саморегулируемые организации оценщиков уже раскрывают на своих официальных сайтах для всех заинтересованных лиц на бесплатной основе.

Таким образом, вместо требования Правительства РФ об обеспечении максимальной открытости сделок с госсобственностью и исполнения государственной функции по информированию общества об объектах оценки и обосновании величины их стоимости, под государственным брендом начала работать коммерческая кормушка, единственной пользой от которой станет обогащение частных лиц. Государство в этом проекте теряет на всех этапах: оно оплачивает создание не решающей никаких проблем базы данных, а также делает более дорогой работу по оценке объектов госсобственности, поскольку свои возросшие затраты оценщики включат в ее себестоимость.

На круглом столе говорилось о противоречии новой нормы в оценочном законодательстве ряду других нормативно-правовых актов Российской Федерации, в частности, Закону «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который не предусматривает возможности размещения сведений в «Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц» физическими лицами, тем более за плату.

Итогом круглого стола стало предложение в адрес Минэкономразвития России и Росимущества о внесения существенных изменений в тексты федеральных законов о приватизации государственного и муниципального имущества, об оценочной деятельности и о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей профессиональных оценщиков
Общероссийское отраслевое объединение работодателей профессиональных оценщиков