Родители, бизнес и власть нашли взаимно интересные способы взаимодействия

19 Февраля 2015
Перспективы семейного и женского предпринимательства, вопросы доступности детских товаров для семей в условиях экономического кризиса, реально работающие государственные меры поддержки бизнеса и вопросы, по которым власти нужна обратная связь от родительского сообщества – эти и многие другие темы обсуждались 16 февраля на встрече статс-секретаря - заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктора Евтухова с представителями Национальной родительской ассоциации (НРА). Встреча состоялась в рамках II-го съезда НРА, который в этом году собрал около 200 участников из 80 регионов России.
Виктор Евтухов обозначил приоритеты и рассказал о возможностях, которые дает родительскому сообществу сотрудничество с Минпромторгом России.
"Мы ведем активную работу по внесению изменений в Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", - сказал он, - и мы очень хотим, чтобы в эту работу включились и представители НРА, потому что для нас важна обратная связь от родителей".
Виктор Евтухов отметил также, что больше года прошло с того дня, как впервые на государственном уровне прозвучала фраза «Индустрия детских товаров». Тогда распоряжением Правительства Российской Федерации был утвержден первый нормативный правовой акт – Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.
«В дальнейшем в рамках развития индустрии детских товаров утверждена в подпрограмма в составе государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», разработаны и утверждены правила предоставления субсидий промышленным предприятиям.

Минпромторг России работает над несколькими документами, которые облегчат развитие индустрии детских товаров.
"Мы хотим законодательно закрепить понятие детских товаров и расширить перечень товаров для детей, по которым НДС должен быть снижен до 10%", - говорит Виктор Евтухов. Сейчас соответствующие документы уже прошли общественные слушания и антикоррупционную экспертизу, отправлены для согласования в Министерство финансов и Минэкономразвития России.
На очереди расширение перечня товаров российского, белорусского и казахстанского производства, которые получат преференции при закупках для государственных и муниципальных нужд. Экономические обоснования этой меры сделаны, документ находится на согласовании в Минфине и Минэкономразвития. Эти меры позволят сделать товары российских производителей доступнее для родителей.
Именно доступность детских товаров в условиях экономического кризиса волновала родителей больше всего.
По словам Виктора Евтухова, чтобы противодействовать контрафакту, незаконно везенному и произведенному товару, Минпромторг России инициировал проект по маркировке товаров. В январе 2015 года была создана государственная комиссия по противодействию незаконному ввозу, незаконному производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной продукции.

Таким образом, государство создает условия, чтобы поддерживать компании, работающие в легальной сфере и готовые развиваться. И механизмов поддержки у Минпромторга России достаточно много. Компании могут получить поддержку в виде субсидий из федерального бюджета. "Производителям детских товаров легче всего получить субсидию на НИОКР", - говорит президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина. Виктор Евтухов добавляет, что министерство готово помогать и с оформлением документов для получения субсидий, и с получением банковских кредитов. "Наша отрасль сложно кредитуется, - говорит он, - но у нас хорошие отношения со всеми банками, налажено тесное взаимодействие с Агентством кредитных гарантий, и здесь мы готовы, если есть понятные проекты, помогать их реализовывать".
О самых перспективных направлениях работы родительского сообщества с бизнесом во время встречи говорила президент АИДТ Антонина Цицулина.
"Мы очень много средств тратим на социологические исследования, чтобы понять, как родители принимают решения о покупках, и это тот вопрос, где нам очень нужны ресурсы НРА. - сказала она, - Когда мы готовили деловую программу Московского международного салона образования, Национальная родительская ассоциация всего за 10 дней провела для нас масштабный российский опрос, посвященный критериям выбора школьной формы родителями. И сейчас ассоциация готова сформировать социологическую группу, чтобы проводить опросы в интересах Минпромторга России".
В планах у обеих ассоциаций еще несколько вариантов сотрудничества. Свои уже традиционные конкурсы "Выбор родителей" и "Выбор детей", где родители и дети выбирают лучшие товары, АИДТ будет проводить при участии Национальной родительской ассоциации. В следующем году традиционная акция "Золотой медвежонок играет. Выбор детей" пройдет уже в 17 регионах, и в ней примут участие 150 магазинов.
Представители НРА в свою очередь обозначили и свой интерес: "Как нам узнать, кто и что производит в России? Нам не хватает информации об отечественных производителях".
Антонина Цицулина объяснила, что вопрос уже решается - в этом году при поддержке Минпромторга России выйдет каталог лучших российских товаров для детей - как в электронном, так и в печатном виде. Печатная версия будет опубликована тиражом 110 тыс. экземпляров и отправлена во все школы и детские сады России. Информация о лучших российских производителях детских товаров будет размещена на сайтах всех региональных департаментов, министерств и комитетов образования. Будет создан портал, посвященный российским производителям, где родители смогут почерпнуть самую полную информацию о компаниях и продукции, которую они выпускают. В свою очередь родители сами могут стать участниками всех федеральных и региональных программ по поддержке индустрии детских товаров и развитию малого и среднего бизнеса, если откроют свой бизнес. "Мы готовы включить родительские разработки в наш ежегодный конкурс "Инновации для детства, - пояснила Антонина Цицулина, - тем более, что огромное количество членов Национальной родительской ассоциации и так уже работает в индустрии детских товаров". Им нужно лишь активнее включаться в работу, используя все возможности отраслевой ассоциации и Минпромторга России.

Для справки
Минпромторг России, профильное министерство, отвечающее за развитие индустрии детских товаров, реализует программу по поддержке инноваций, предоставляя субсидии из федерального бюджета на компенсацию затрат для проведения НИОКР (постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2014 ¹ 1162). Под затратами на НИОКР подразумеваются оплата труда работников, расходы на подготовку лабораторного оборудования и производственного комплекса, закупка оборудования, проведение испытаний, расходы на государственную регистрацию в Российской Федерации и за рубежом результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках реализации проекта.

Ассоциация предприятий индустрии детских товаров - некоммерческая организация, объединяющая профессиональное сообщество в сфере разработки, производства, продажи товаров и услуг для детей, создана для консолидации и ускорения темпов развития отрасли в интересах семьи и детства, включая разработку и реализацию системных мер по развитию и укреплению конкурентоспособности отечественных производителей детских товаров Российской Федерации.

Национальная родительская ассоциация - крупнейшее объединение родителей страны, включает в себя 67 отделений в субъектах Российской Федерации. Главная цель, ради которой она была создана, – представлять родительское сообщество в диалоге с властью. НРА тесно работает с Координационным советом при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Участвует в обсуждении и подготовке Концепции государственной семейной политики Российской Федерации, Концепции развития дополнительного образования, Стратегии воспитания детей в Российской Федерации.
Галина Кузнецова
АИДТ
pr-acgi@acgi.ru