Конец энергетической монополии в России мы можем приблизить только сами

6 Октября 2015
Рост тарифов ЖКХ, как и возникновение муниципальной платной парковки у тебя во дворе, всегда вызывает негативную реакцию и множество вопросов, на которые никто не дает подробного ответа. Такой «явочно-уведомительный» подход провоцирует среди населения недоверие не только к управляющим компаниям, но и к местным властям в целом, которые вроде как должны сдерживать рост тарифов. Стоит отметить, что подозрения граждан небезосновательны, ведь, например, в Москве поставщиками энергоресурсов являются такие игроки как «Мосэнерго», «Теплосбыт», «Московская газовая компания» – окологосударственные или сравнительно недавно приватизированные компании – монополисты, имеющие право самостоятельно устанавливать расценки на свои услуги. Регулярный рост тарифов вышеупомянутые игроки рынка объясняют, как правило, повышением собственных расходов, а также общим уровнем инфляции в стране. А поскольку собственники недвижимости лишены возможности выбора, им приходится, молча оплачивать выставляемые счета.
По мнению экспертов, действующие во многих регионах тарифы ЖКХ значительно завышены и могут быть сокращены практически на треть. Не последнюю роль в такой экономии может сыграть фактическая цена на обслуживание инфраструктуры жилых сооружений, поскольку дома различаются и по своим конструктивным особенностям, и по степени физического износа, и по техническому состоянию общего имущества. Для того чтобы избежать обмана и неэффективного расходования управляющей компанией средств, полученных за счет коммунальных платежей граждан, потребителям необходимо внимательно контролировать работу товарищества собственников жилья (ТСЖ) и нанятой им управляющей компании. Для этого надо знать и понимать, на что конкретно тратятся средства, с какими подрядчиками ведется работа, и насколько цена предоставляемых ими услуг релевантна рыночной.
Безусловно, конкретному гражданину или даже группе инициативных людей сложно влиять на стоимость водоснабжения, подогрева воды в котельных или эксплуатации труб, однако экономить, например, на оплате электроэнергии, вполне реально. Оптимизация расходов на электричество будет заметна не только рядовым потребителям, но и самим ТСЖ, если им предоставить возможность измерять собственное энергопотребление дать и право выбора альтернативного подрядчика из 2-3 энергосбытовых компаний взамен одного нынешнего монополиста. Аналогичным образом сократить расходы на оплату тарифов ЖКХ можно в масштабах всей страны – главное, чтобы информация о потребляемом трафике была доступна всем заинтересованным оптимизации энергозатрат лицам, как собственникам и арендаторам недвижимости, так и управляющим компаниям.
Наиболее эффективным и адекватным современным реалиям решением в калькуляции расходов на электроэнергию может стать онлайн контроль над трафиком, используемом всеми электроприборами в квартире или доме. Однако это – технологии будущего. Для того чтобы энергетические компании или сами потребители смогли получать и анализировать эту информацию необходимо для начала обеспечить вай-фай доступом все жилые постройки и установить на электрокабели в домах интерактивные гаджеты, считывающие и структурирующие данные о расходуемых кВт/ч в режиме онлайн. Звучит фантастически, но с планшета или смартфона можно уже сегодня видеть, сколько и какие электроприборы включены в квартире или у всего подъезда, построить в режиме онлайн графики энергопотребления собственного пентхауса или всего дома – но пока только в Европе.
Я сомневаюсь, что сейчас государство или кто-либо из поставщиков электроэнергии готов заняться этим процессом «юберизации» энергопотребления в России, поскольку расходы на реализацию данной идеи колоссальны, а рентабельность проекта просчитать очень сложно – в первую очередь выгоду получат потребители, а не обслуживающие компании. Однако и для энергосбытовых компаний есть своя выгода – в случае «подключения» к единой сети всех электроприборов энергетики могли бы четко определять уровень потребления энергии в течение суток, недели, месяца и подстраивать тарифы и трафик под конкретный объект, здание или жилой комплекс. Альтернативный и более простой вариант – создание конкуренции на рынке услуг энергоснабжения между государственными и коммерческими организациями, что заставит подрядчиков регулировать тарифы в борьбе за клиентов. Сейчас единственным поставщиком в Москве является Мосэнерго – безусловный монополист отрасли. При этом столица является и одним из самых дорогих городов в России, здесь стоимость 1 кВт электроэнергии для физических лиц составляет 4,02 рубля, в то время как, например, в Рязани, аналогичный тариф равен 2,89 руб./кВтч. Подобная ситуация объясняется тем, что принятый для регулирования тарифов Федеральный закон предлагает установить лишь минимальные ставки, но не обозначает конкретных цифр, согласно которым определяется стоимость электроэнергии и себестоимость затрат.
Еще один эффективный способ сокращения расходов – введение разнообразных «гибких» тарифов, не только «день» - «ночь», но и, например, «будни» – «выходные». В таком случае было бы возможным смещение потребления энергии с «пиковых» часов на менее загруженные. В периоды наибольшей активности граждан мог бы действовать максимальный тариф оплаты за потребление электроэнергии, а в остальное время – минимальный. Это дало бы возможность потребителям самостоятельно или с помощью современных гаджетов и стационарных или мобильных средств связи настраивать работу приборов, потребляющих большое количество энергии, таких как стиральные или посудомоечные машины, на автономную работу в то время, когда расход электроэнергии тарифицируется по минимальным расценкам.
Экономия электричества за счет активного энергомониторинга – эффективная практика, слабо развитая в нашей стране. В России нет структурированного подхода к формированию бюджета на оплату электроэнергии как со стороны жилищно-эксплуатационных предприятий и управляющих компаний, так и со стороны самих жильцов, руководствующихся принципом: тарифы терпимые – заплатим. Даже в мегаполисах наблюдается отсутствие современной инфраструктуры и конкуренции между энергосбытовыми организациями. Это в свою очередь не позволяет выявлять товариществам собственников жилья недобросовестные энергосбытовые компании, присваивающие себе – и это средняя цифра по рынку – 10-15% средств от оплаты электроэнергии и выбирать наиболее надежных поставщиков.
Если у потребителей появится возможность в режиме онлайн следить за работой приборов и контролировать потребление энергии, расходы на оплату коммунальных услуг удастся сократить. Поскольку экономическая ситуация, сложившаяся сейчас в РФ, заставляет людей тщательнее продумывать свои траты, тема контроля над ТСЖ и прозрачности расходов на ЖКХ становится все более актуальной. Скрытых резервов для остановки роста тарифов множество – и на бытовом уровне, и на уровне ТСЖ, и на уровне коммунальных министерств. Гражданам самим нужно понять, что государство просто не стремится использовать эти резервы, и поэтому спасение утопающих, в данной ситуации – дело рук самих утопающих.

Сергей Огороднов – Председатель совета директоров и Член Исполнительного Комитета компании Voltaware.
Мария Митрофанова
Коммуникационное Агентство «Полезные связи»
+7 (499) 257 30 05
assistent7@svyazy.ru