Начальник Томской таможни: о преимуществах досудебного ведомственного обжалования

27 Сентября 2017
– Андрей Владимирович, в последние годы участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), граждан, всех заинтересованных лиц последовательно информируют о возможности прибегнуть к механизму досудебного обжалования, если таможенным органом нарушены чьи-то права и законные интересы. Почему именно этот механизм стоит использовать в первую очередь?
- Мы призываем активнее использовать этот механизм, поскольку он имеет свои преимущества.
- Во-первых, для подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган оплата государственной пошлины не предусмотрена, в то время как при обращении в суд возникает необходимость оплаты государственной пошлины и судебных издержек.
- Во-вторых, законом установлен месячный срок для рассмотрения жалобы по существу, что гораздо быстрее по сравнению с судебными разбирательствами, для которых установлен трех месячный срок (в арбитражном суде), причем срок рассмотрения жалобы в суде может быть продлен до 6 месяцев.
- В-третьих, отсутствует необходимость личного присутствия лица, обращающегося с жалобой, при ее рассмотрении, в то время как разбирательство в суде требует личного присутствия при рассмотрении дела, что также приводит к дополнительным временным и трудовым затратам со стороны лица, обжалующего решение или действие таможенного органа, особенно при нахождении Заявителя в удаленном населенном пункте..
- Возможность отстаивать свои права в досудебном порядке законодательно закреплена?
- Возможность досудебной (внесудебной) проверки соблюдения законности решений и действий таможенных органов закреплена федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Контроль соблюдения законности решений и действий таможенных органов осуществляется по двум основным направлениям: рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а также ведомственный контроль деятельности таможенных органов.
– Каков порядок обращения с жалобой и ее рассмотрения таможенными органами?
–Закрепленный законом механизм ведомственного обжалования предусматривает, что вышестоящий таможенный орган рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) нижестоящего.
В федеральном законе о таможенном регулировании закреплен ряд требований, несоблюдение которых влечет отказ со стороны таможенных органов в рассмотрении жалобы по существу.
Во-первых, обжалованию подлежат решения, действия (бездействие) таможенных органов, затрагивающие права и интересы обращающегося с жалобой лица. Например, в случае, если декларантом выступало одно лицо, а жалобу подает лицо, которое приобрело этот товар после его выпуска для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, в рассмотрении жалобы будет отказано.
Во-вторых, для обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов установлен пресекательный срок – три месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия. При этом, учитывая, что указанный срок достаточно непродолжителен, законодательством предусмотрена возможность восстановления по ходатайству лица срока для обжалования в случае пропуска срока по уважительной причине.
Для того чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо соблюсти требования, предъявляемые к форме и содержанию самой жалобы. Так, она должна быть подана в письменной форме и собственноручно подписана лицом, обращающимся с жалобой, либо его представителем. Использование аналогов собственноручной подписи не допускается. Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), посредством телеграфной связи, а также с использованием для ее подписания, например, факсимиле считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.
Кроме того, жалоба должна содержать наименование таможенного органа, чье решение, действие обжалуются (либо должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) либо наименование лица, обращающегося с жалобой, существо обжалуемых решений и действий (бездействия). Несоблюдение перечисленных требований также влечет отказ в рассмотрении жалобы. При обращении с жалобой необходимо подтвердить полномочия лица, ее подписавшего, на обжалование решений и действий таможенных органов.
Полный перечень требований, которые необходимо соблюсти лицу, обращающемуся с жалобой, и оснований для отказа в рассмотрении по существу закреплен в главе 3 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и является исчерпывающим.
– А в каком случае проводится ведомственный контроль? Может ли участник ВЭД обратиться с заявлением о проведении такой формы проверки законности решений и действий таможенных органов?
– Ведомственный контроль проводится вышестоящими таможенными органами и их должностными лицами при наличии определенных поводов.
Поводом может стать обращение гражданина и организации в таможенные органы, государственных органов и органов прокуратуры, исковое заявление, определение судебных органов, поступившее в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, жалобы, в рассмотрении которых отказано по существу.
Поводом для осуществления ведомственного контроля также могут послужить материалы нижестоящих таможенных органов, анализируемые в ходе служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок, производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
В случае обнаружения по результатам ведомственного контроля фактов принятия не соответствующих требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле решений в области таможенного дела вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа вправе в любое время отменить или изменить такие решения независимо от того, чьи права и законные интересы – государства или лица – нарушены в связи с принятием незаконного решения.
Кроме того, в случае выявления фактов принятия неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа вправе принять меры, направленные на сокращение таких действий (бездействия) в будущем. Указанные полномочия определены статьей 24 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
- Как можно оценить эффективность работы механизма досудебного ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц?
- Об эффективности механизма досудебного урегулирования споров свидетельствует тот факт, что в настоящее время доля удовлетворенных жалоб, рассмотренных таможенными органами, примерно в два раза выше, чем доля судебных решений, вынесенных судами по заявлениям заинтересованных лиц. В проекте Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предлагается установить приоритет ведомственного обжалования над судебным, то есть решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий таможенный орган. Такой подход федерального законодателя подчеркивает необходимость и важность такого механизма, как досудебное урегулирование споров в области таможенного дела.
Анна Мансурова
Томская таможня