НО ТЦА: пересмотр смет федеральных строек через поправки в бюджет может привести к искусственному завышению затрат

27 Апреля 2015
Министерство по строительству и ЖКХ РФ разработало поправки, усложняющие процедуру пересмотра стоимости строительства крупных федеральных объектов. По мнению Национального объединения Технологического и ценового аудита, принятие этих поправок только ухудшит ситуацию.

Предложения Минстроя РФ (текст законопроекта опубликован на портале regulations.gov.ru) сводятся к запрету на повышение утвержденных ранее смет по крупным проектам, финансируемым государством. В соответствии с поправками ведомства, корректировка смет может быть проведена только через процедуру внесения изменений в федеральный бюджет.

В настоящий момент финансирование подобных проектов – строительство автомобильных и железных дорог, электростанций, стадионов и иных крупных инфраструктурных и социальных объектов - ведется через специальные Федеральные целевые программы. Чтобы произвести корректировку сметы, требуется отдельное Постановление Правительства РФ, а перед этим – согласование всех изменений в ФЦП с профильным министерством, Минэкономразвития РФ и Минфином РФ.

«И сейчас процедура пересмотра смет по крупным госстройкам – это длительный и сложный процесс, - отмечает Член Правления Национального объединения Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) Борис Ярышевский. – Если к существующим этапам добавится еще и рассмотрение в Госдуме, система потеряет свою гибкость и имеет шанс перестать работать». По его мнению, в случае принятия предложенных поправок, существует риск, что сметы по проектам будут искусственно раздуваться на начальном этапе «с запасом», чтобы после процесса согласования и прохождения государственной экспертизы не приходилось обращаться за дополнительным финансированием и обрекать себя на участие в сложной процедуре внесения поправок в федеральный бюджет.

«Мы считаем, что сегодня говорить нужно не об ужесточении правил и внесении корректировок в бюджет, а о реформировании системы осуществления инвестиций с государственным и муниципальным участием» - подчеркивает Борис Ярышевский. Во-первых, необходимо ввести в Градостроительный кодекс этап обоснования инвестиций, чтобы именно здесь глубоко прорабатывать технико-экономическое обоснование и оценивать целесообразность реализации проекта в целом. Во-вторых, нужно сделать процесс утверждения проекта состязательным: проектная организация или Заказчик инвестиционного проекта должны отстаивать свою точку зрения перед технологическим и ценовым аудитором. В-третьих, необходимо изменение всей системы взаимоотношений между заказчиком, проектной организацией и генеральным подрядчиком. В-четвертых, корректировке должна подвергнуться методика формирования и обновления строительных нормативов и правил (СНИП). И, наконец, необходимо говорить о реформировании системы государственной экспертизы инвестиционных проектов. «Это далеко не полный список необходимых изменений, - подчеркивает Борис Ярышевский. - Жесткие ограничения, вводимые в действующую систему, могут скорее навредить. Нужно менять систему мотивации и ключевых показателей эффективности (КПЭ) Заказчика, а также следовать передовому мировому опыту. А этап обоснования инвестиций – это сложившаяся мировая практика».

Контакты:
pr@texaudit.ru,
Агламишьян Варвара, v.aglamishiyan@flashcomm.ru, 8-916-950-7669
Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА, www.texaudit.ru) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года ¹ 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По итогам 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач, НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА является Анна Лупашко, эксперт Государственной Думы РФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга, эксперт Агентства Стратегических Инициатив.
Варвара Агламишьян
НО ТЦА
89169507669
v.aglamishiyan@flashcomm.ru,