Сталинки и фабричные дома по программе реновации не снесут: На вопросы «Звёздного бульвара» ответила руководитель Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы Юлиана Княжевская

6 Марта 2018
Строить будут сразу кварталы

— Юлиана Владимировна, сегодня по программе реновации готовятся проекты планировок в шести районах нашего округа — Алтуфьевском, Бибиреве, Бутырском, Лосиноостровском, Останкинском и Свиблове. На какой стадии эта работа?

— Сейчас мы ведём анализ текущего состояния территорий. Ведутся подготовка и рассмотрение различных предложений по застройке кварталов реновации. Оптимальные решения будут представлены на публичные слушания для одобрения жителями. Точно можно сказать, что одним из основных принципов станет квартальная застройка, которая позволит максимально эффективно использовать территории.

Исторические здания получат новое назначение

— Недавно Москомархитектура сообщила, что 218 зданий Москвы, включённых в программу реновации, будут сохранены. Есть ли среди них здания, находящиеся на территории СВАО? И что с ними будет?

— В СВАО сохранят 28 домов, попавших в программу. По трём домам решение будет принято при подготовке градостроительной документации. Сохранят, к примеру, дом 45, корпус 2, на улице Лётчика Бабушкина, построенный по индивидуальному проекту в 1956 году. Будут сохранены знаменитые сталинки на улице Руставели, 3, корпуса 2 и 6; дома индивидуальной постройки на улицах Енисейской, 16/21, и Коминтерна, 6; дома бывшего фабричного посёлка на Ярославском шоссе. Жителям этих домов предоставят новые квартиры, а здания отремонтируют и перепрофилируют под объекты социально-бытового и культурно-просветительского назначения. Решение об их использовании примут с учётом мнения горожан и местных депутатов, исходя из потребностей района. Жители во время публичных слушаний могут предложить свои варианты использования зданий.

В Марьиной роще реорганизуют промзоны

— Известно, что масштабная реконструкция территории ждёт Марьину рощу. Что здесь планируется сделать?

— Москва — динамично развивающийся город, и все проекты направлены на вовлечение неэффективно используемых территорий в общественные, жилые и деловые зоны. В Марьиной роще планируется реорганизация части производственной зоны ¹11 «Огородный проезд» и входящей в её состав промышленной зоны 11-III. Эти территории исключаются из границ промзон. Здесь предусмотрено строительство жилых домов, причём в составе жилых комплексов будут организованы три детских сада на 270 мест, физкультурно-оздоровительный комплекс и подземные гаражи на 1334 машино-места. Предусмотрено и строительство отдельно стоящего детского сада на 90 мест, школы на 650 мест и поликлиники на 150 посетителей. Запланирована к реорганизации территория 25,2 га, которая ограничена Шереметьевской улицей и полосой отвода Октябрьской железной дороги. Проект планировки территории уже прошёл публичные слушания и находится на этапе согласования. Проектом предусмотрено комплексное освоение территории: строительство торгово-развлекательного комплекса, бизнес-центра, гостиницы, офисно-делового комплекса, административного здания для отдела ЗАГС, объектов инженерной инфраструктуры. Для хранения автотранспорта будут организованы подземные и наземные гаражи на 2007 машино-мест. Площадь нового строительства составит около 172 тысяч квадратных метров. Будет здесь реконструирована и улично-дорожная сеть, а для удобного и безопасного передвижения жителей предусмотрено строительство внеуличного пешеходного перехода через проезжую часть Шереметьевской улицы.

Вокруг «Физтехпарка» возведут спортивные и бизнес-объекты

— Один из самых бурно развивающихся районов СВАО — Северный. Что мы здесь увидим в обозримом будущем?

— Для района Северный разработано и утверждено три проекта планировки территории. Первый участок расположен вдоль Дмитровского шоссе и прилегает к микрорайону 9. Второй затрагивает территорию микрорайона 2 и территорию, прилегающую к нему с восточной стороны. Третий расположен вдоль Савёловского направления железной дороги и граничит с территорией Московской области. В результате реализации этих проектов будут построены жилые дома с подземными и отдельно стоящими гаражами, объектами торгово-бытового обслуживания на первых этажах. Планируется строительство шести детских садов на 1325 мест, трёх школ на 2550 мест и физкультурно-оздоровительного комплекса на 120 мест. Также запланировано строительство двух многофункциональных комплексов с подземно-наземными стоянками, объектов торгово-бытового и научного назначения и бизнес-центра. Будет организовано пожарное депо на четыре поста. В рамках поддержания и развития науки на территории района построен научный комплекс «Физтехпарк» Московского физико-технического института. Проектом планировки территории для развития МФТИ предусмотрено строительство объектов предпринимательского и спортивного назначения общей площадью 386,65 тысячи квадратных метров. Все эти проекты находятся в разной стадии реализации: где-то уже ведётся строительство, а где-то оно начнётся в ближайшее время. Прежде всего это позволит решить вопрос нехватки офисных, жилых и торговых площадей, предприятий сферы услуг, рекреационных зон.

Электрички станут в СВАО городским транспортом

— Недавно власти Москвы объявили о запуске нового масштабного городского проекта — строительстве Московских центральных диаметров (МЦД). Первые две ветки, Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск, должны улучшить транспортное сообщение сразу нескольких районов СВАО: Северного, Лианозова, Марфина, Бутырского и Марьиной рощи. На каком этапе находится работа над проектом?

— Это действительно интересный, амбициозный и масштабный проект. Сейчас ведётся подготовительная работа. В своей работе мы следуем за «Российскими железными дорогами», так как полоса отвода железных дорог — это собственность РЖД. Увязка направлений, частота движения — всё это тоже в первую очередь должно быть проработано и решено на уровне перевозчика. Далее мы совместно рассматриваем маршрутизацию, исследуем существующие платформы и определяем необходимость организации новых остановочных пунктов. Здесь должны быть решены самые разные вопросы: как проложить пути, как сделать территорию комфортной с точки зрения организации подъездов, увязки со станциями метро и дорогами.

— Отразится ли строительство МЦД на программе реновации?

— Стартовые площадки для домов по программе реновации выбирали с точки зрения шаговой доступности объектов транспортной инфраструктуры. Реализации проекта МЦД позволит связать различные районы города, где сейчас начата реализация программы реновации. Улучшится доступность высокоскоростного внеуличного транспорта для большого количества жилых районов. Железнодорожный транспорт перестанет выполнять функцию пригородного сообщения, став полноценным и комфортным городским транспортом.

Как свяжут вылетные магистрали округа

— Расскажите, пожалуйста, о развитии улично-дорожной сети СВАО. Главная проблема округа — нехватка поперечных связей между районами. Как будет решаться эта проблема?

— Вопрос развития транспортной системы Москвы — одно из приоритетных направлений работы для градостроителей. На обеспечение поперечными связями территории Северо-Восточного административного округа направлены несколько проектов. В частности, разработан и утверждён проект планировки улично-дорожной сети участка проектируемого проезда ¹2236 от Дмитровского до Алтуфьевского шоссе длиной 1,3 километра. Здесь предусмотрены три полосы движения в каждом направлении от улицы Дубнинской до проектируемого проезда ¹2176. Прошёл публичные слушания и находится в стадии утверждения проект планировки линейного объекта улично-дорожной сети — участок Северо-Восточной хорды от Дмитровского шоссе до Ярославского направления МЖД. Проведены публичные слушания по проекту планировки участка улично-дорожной сети, который соединит улицы Добролюбова и Складочную. В настоящий момент проект корректируется с учётом полученных замечаний.

Проектирование метро до Северного скоро начнётся

— Не так давно Москомархитектура разработала проект планировки участка Третьего пересадочного контура метро от станции «Шереметьевская» до станции «Ржевская». Что вы можете сказать об этом проекте?

— Будущие станции Третьего пересадочного контура метро «Ржевская» и «Шереметьевская» будут пересадочными. Со станции «Ржевская» можно будет перейти на Калужско-Рижскую линию метро, а с «Шереметьевской» — на станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии. Общая протяжённость участка линии составляет 4,5 километра. Станция «Шереметьевская» будет расположена вдоль 3-го проезда Марьиной Рощи вблизи пересечения с Шереметьевской улицей, между Октябрьской улицей и 2-й улицей Марьиной Рощи. Через один наземный вестибюль можно будет выйти к остановкам наземного пассажирского транспорта, жилой и общественной застройке. Станция метро «Ржевская» разместится на Рижской площади. Она спроектирована с двумя подземными вестибюлями и переходом на станцию «Рижская» «оранжевой» ветки метро, с выходами на проспект Мира, улицу Сущёвский Вал, к Рижскому вокзалу и железнодорожным платформам Рижская и Ржевская.

— Можно ли уже говорить о проектировании станций «Лианозово» и «Физтех»?

— Сегодня прорабатывается вопрос о трассировке и посадке этих станций. К проектированию этого участка мы планируем приступить в этом году. Станция «Физтех» будет самой северной в Московском метрополитене. Доступ к метро получат жители района Северный и города Долгопрудный. «Салатовую» линию про­длят от станции «Лианозово». Таким образом, будет улучшено транспортное обслуживание населения, разгрузится Дмитровское шоссе.
Беседовала Ольга АЛЕКСАНДРОВА
Звёздный бульвар