Теневая экономика и 54-ФЗ: «Всем выйти из сумрака»

28 Сентября 2017

Большая, повсеместная, обсуждаемая, всегда актуальная и практически нерешаемая проблема – существование теневого сектора в российской экономике. К сожалению, в последнее время он только растет, а государство разрабатывает все новые и новые меры борьбы против уклонистов от уплаты налогов и производителей запрещенных товаров. Одной из таких мер стал принятый прошлым летом 54-ФЗ. Способен ли новый закон изменить ситуацию?


Причины и следствия


Теневая экономика развивается по принципу «снежного кома». Продавцы, не желающие по каким-либо причинам платить отчисления в бюджет, снижают общую налоговую базу. Как следствие, увеличивается нагрузка на добросовестных плательщиков. Те, в свою очередь, находят выход в таком же уклонении.


В чем изначальная причина того, что продавцы уходят в тень? Их несколько.


  1. Высокие административные барьеры для отдельных отраслей бизнеса.

  2. Негативный опыт взаимодействия с государственными учреждениями и общественными институтами.

  3. Нелегальная иммиграция и неофициальные трудовые отношения.

  4. Нестабильность макроэкономических показателей, таких как темпы инфляции.

Теневая экономика имеет три разных аспекта:


  • Черная или подпольная: ведение строго запрещенного законом вида деятельности, например, производство запрещенных лекарств, наркотиков, огнестрельного оружия и прочее.

  • Серая или неформальная: к ней относится законная деятельность, реализуемая незаконными способами – то есть без передачи сведений о ней в статистические службы и ФНС. Это самый широкий «пласт» теневого сектора: так, почти 50% сделок на рынке аренды недвижимости заключаются неофициально.

  • Белая или фиктивная: легальная деятельность, реализуемая легальными средствами, однако с искажением реальных результатов. Самый распространенный пример – искусственное сокращение налоговой базы.

Новый закон


54-ФЗ можно назвать старым законом с другой начинкой. Он был принят еще в 2003 году, однако в июле 2016 года главные принципы его были радикально изменены. Так, если раньше в кассе была установлена ЭКЛЗ, то теперь ее заменил фискальный накопитель, который в онлайн-режиме фиксирует каждый проведенный платеж и сообщает его ФНС. Кроме того, касса должна передавать чеки оператору фискальных данных – организации-посреднику, которая также сохраняет все данные на своем сервере. С подробностями нового порядка можно ознакомиться здесь.


Этот закон, бесспорно, стал одним из самых обсуждаемых нормативных актов последних лет – о его преимуществах и недостатках предприниматели, торговые организации, налоговики и представители власти спорят до сих пор.


Чем 54-ФЗ грозит теневому сектору?


Представители налоговой службы считают, что одним из главных преимуществ новой системы станет ее прозрачность, борьба именно с фиктивным аспектом теневого рынка. В чем это заключается?


  • чеки от кассы передаются в автоматическом режиме;

  • все фискальные данные хранятся на сервере ОФД, и ФНС всегда может получить к ним доступ;

  • покупатели могут проверить соответствие бумажного чека электронному – через специальное приложение или через сайт оператора;

  • при дистанционных расчетах покупателю обязательно должен быть отправлен чек, а при непосредственном взаимодействии – клиент может его потребовать;

  • за неотправленные чеки ОФД или отказ от предоставления чека клиенту владельца ККТ ждут серьезные штрафы.

К какому эффекту это приведет в действительности – покажет время. На сегодняшний день можно сказать лишь одно: предприниматели и юрлица планомерно переходят на онлайн-кассы.

http://initpro.ru/