Теневая экономика и 54-ФЗ: «Всем выйти из сумрака»
Большая, повсеместная, обсуждаемая, всегда актуальная и практически нерешаемая проблема – существование теневого сектора в российской экономике. К сожалению, в последнее время он только растет, а государство разрабатывает все новые и новые меры борьбы против уклонистов от уплаты налогов и производителей запрещенных товаров. Одной из таких мер стал принятый прошлым летом 54-ФЗ. Способен ли новый закон изменить ситуацию?
Причины и следствия
Теневая экономика развивается по принципу «снежного кома». Продавцы, не желающие по каким-либо причинам платить отчисления в бюджет, снижают общую налоговую базу. Как следствие, увеличивается нагрузка на добросовестных плательщиков. Те, в свою очередь, находят выход в таком же уклонении.
В чем изначальная причина того, что продавцы уходят в тень? Их несколько.
- Высокие административные барьеры для отдельных отраслей бизнеса.
- Негативный опыт взаимодействия с государственными учреждениями и общественными институтами.
- Нелегальная иммиграция и неофициальные трудовые отношения.
- Нестабильность макроэкономических показателей, таких как темпы инфляции.
Теневая экономика имеет три разных аспекта:
- Черная или подпольная: ведение строго запрещенного законом вида деятельности, например, производство запрещенных лекарств, наркотиков, огнестрельного оружия и прочее.
- Серая или неформальная: к ней относится законная деятельность, реализуемая незаконными способами – то есть без передачи сведений о ней в статистические службы и ФНС. Это самый широкий «пласт» теневого сектора: так, почти 50% сделок на рынке аренды недвижимости заключаются неофициально.
- Белая или фиктивная: легальная деятельность, реализуемая легальными средствами, однако с искажением реальных результатов. Самый распространенный пример – искусственное сокращение налоговой базы.
Новый закон
54-ФЗ можно назвать старым законом с другой начинкой. Он был принят еще в 2003 году, однако в июле 2016 года главные принципы его были радикально изменены. Так, если раньше в кассе была установлена ЭКЛЗ, то теперь ее заменил фискальный накопитель, который в онлайн-режиме фиксирует каждый проведенный платеж и сообщает его ФНС. Кроме того, касса должна передавать чеки оператору фискальных данных – организации-посреднику, которая также сохраняет все данные на своем сервере. С подробностями нового порядка можно ознакомиться здесь.
Этот закон, бесспорно, стал одним из самых обсуждаемых нормативных актов последних лет – о его преимуществах и недостатках предприниматели, торговые организации, налоговики и представители власти спорят до сих пор.
Чем 54-ФЗ грозит теневому сектору?
Представители налоговой службы считают, что одним из главных преимуществ новой системы станет ее прозрачность, борьба именно с фиктивным аспектом теневого рынка. В чем это заключается?
- чеки от кассы передаются в автоматическом режиме;
- все фискальные данные хранятся на сервере ОФД, и ФНС всегда может получить к ним доступ;
- покупатели могут проверить соответствие бумажного чека электронному – через специальное приложение или через сайт оператора;
- при дистанционных расчетах покупателю обязательно должен быть отправлен чек, а при непосредственном взаимодействии – клиент может его потребовать;
- за неотправленные чеки ОФД или отказ от предоставления чека клиенту владельца ККТ ждут серьезные штрафы.
К какому эффекту это приведет в действительности – покажет время. На сегодняшний день можно сказать лишь одно: предприниматели и юрлица планомерно переходят на онлайн-кассы.