Банковское сопровождение должно быть дополнено техаудитом

22 Июня 2015
Аналитический центр при Правительстве РФ совместно с Национальным объединением Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) провели Общероссийское совещание на тему «Банковское сопровождение государственных контрактов и технологический ценовой аудит. Роли участников».

Целью мероприятия стало обсуждение изменений в законодательстве, необходимых для создания единого механизма эффективного расходования бюджетных средств. В работе совещания приняли участие Вице-президент ОАО «Банк Москвы» Светлана Толкачева, начальник Дирекции банковского сопровождения строительных контрактов ОАО «Газпромбанк» Олег Мельников, начальник отдела банковского сопровождения Дирекции инжиниринговых услуг ОАО «Сбербанк России» Михаил Ковалёв, представители Минэкономразвития России, Минстроя России, Минэнерго России, Росфинмониторинга, Росагенства Сотрудничество, представители департамента строительства Правительства Москвы, Министерств финансов Московской области, Самарской Области, Республики Татарстан. В обсуждении участвовали топ-менеджеры крупнейших инфраструктурных компаний (ГК «Автодор», ФГУП «Росморпорт»), представители экспертных компаний, входящих в состав НО ТЦА, - генеральный директор ЗАО «Ким и партнеры» Василий Ким и первый заместителя гендиректора, технический директор ООО «Эф-Инжиниринг» Игорь Сафаров. Модераторами и докладчиками на совещании выступили Начальник Управления правовой экспертизы Аналитического центра при Правительстве РФ Марина Лабозина и член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский.

Участники совещания высоко оценили Стандарт проведения технологического и ценового аудита, который НО ТЦА подготовило с участием организаций-членов и утвердило в мае 2015 года. Это основополагающий документ, который определяет порядок и принципы техаудита на различных стадиях реализации проекта. При этом представители Минэкономразвития подчеркнули, что, механизм ТЦА доказал свою безусловную эффективность для сокращения расходов бюджета.

Основной темой мероприятия стала необходимость интеграции двух новых механизмов: технологического и ценового аудита на этапе строительства и обязательного банковского сопровождения, а по сути - потребность в модификации всей системы осуществления строительного контроля при реализации крупных проектов с государственным участием. НО ТЦА предложило законодательно расширить предмет строительного контроля при расходовании бюджетных средств, скорректировав 486 Постановление Правительства, сделать строительный контроль независимым от генподрядчика и синхронизировать его с положениями о банковском сопровождении, содержащимися в 963-м Постановлении Правительства. «Параллельно необходимо увеличить сферу применения процедуры расширенного банковского сопровождения и обеспечить интеграцию с процессом строительного контроля, с точки зрения учета и использования результатов проверок», - отмечает член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский. - Следующий шаг – распространение механизмов банковского сопровождения и технологического и ценового аудита на средства госкомпаний и субъектов естественных монополий. Параллельно необходимо отследить практику применения банковского сопровождения к ГОЗ (государственный оборонный заказ) и уточнить место ТЦА в отрасли ВПК».

Процедура банковского сопровождения получила толчок для своего развития после существенного удорожания системы банковских гарантий. Особую актуальность приобрело применение расширенного банковского сопровождения, хотя эту процедуру называют и не совсем стандартной для банков. Совмещение её с публичным техаудитом и строительным контролем позволит значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств, так как подчас только банковские сотрудники могут получить необходимую для проведения качественного аудита информацию.

«Банковское сопровождение госконтрактов, так же как и технологический и ценовой аудит, - это новый инструмент, призванный повысить эффективность расходования бюджетных средств, - отмечает Президент НО ТЦА Анна Лупашко. – Наибольшего результата удастся достичь, объединив их преимущества: механизм обязательного банковского сопровождения инвестиционных контрактов с государственным участием должен быть дополнен обязательным прохождением процедуры технологического и ценового аудита. На совещании вместе с представителями банковского сообщества обсуждалась интеграция этих механизмов на практике. Только тщательно продуманное законодательство, чёткое разделение сфер ответственности в этом вопросе позволит сделать обе эти процедуры наиболее эффективными».

Начальник Управления правовой экспертизы Аналитического центра Марина Лабозина отметила недостатки законодательного обеспечения, как банковского сопровождения, так и ценового аудита: «С учетом сегодняшнего правового регулирования эти механизмы имеют и положительные, и отрицательные стороны». По ее словам, цель банковского сопровождения заключается в повышении уровня конкуренции и прозрачности финансовых операций, проводимых при исполнении контракта. Главную проблему эксперт видит в том, что банковское сопровождение доступно только для контрактов с ценой более 10 млрд рублей. «Говоря о технологическом и ценовом аудите, мы подразумеваем повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение стоимости проекта и сокращение сроков строительства, однако проблема заключается в отсутствии должного законодательного регулирования», - отметила Марина Лабозина. По ее мнению, необходимо создавать единый механизм эффективного расходования бюджетных средств.

Вице-президент ОАО «Банк Москвы» Светлана Толкачева рассказала о банковском сопровождении контрактов. «Та нормативная база, которая есть для банковского сопровождения контрактов, не входит в федеральное законодательство», - сообщила Толкачева. В статье 35 Федерального закона от 22.03.2014 ¹ 44-ФЗ и Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 ¹ 963 устанавливаются два вида сопровождения – простое и расширенное, включающее контроль целевого использования и документальный контроль. «При этом не все субъекты исполняют эти документы, так как постановление ¹ 963 не является обязательным», - отметила эксперт, добавив, что сопровождение должно быть одного вида. Также Толкачева предложила внести изменения в данное постановление, а именно расширить перечень критериев отбора банков, осуществляющих банковское сопровождение, и установить критерии материальности и количество уровней кооперации, контролируемых банком.

«НО ТЦА предлагает подготовить правительственные директивы, распространяющие порядок ТЦА и ОБС на проекты крупных компаний с государственным участием и естественных монополий. Также мы подготовили ряд предложений по подготовке проекта постановления Правительства РФ о порядке реализации таких проектов», - отмечает Борис Ярышевский. По мнению НО ТЦА, документ должен включать в себя порядок согласования инвестиционных программ естественных монополий, правила проведения техаудита (на четырёх этапах реализации проекта) и банковского сопровождения. Кроме того, документ должен определить порядок участия независимых экспертных объединений в обсуждении результатов ТЦА и установить административную и экономическую ответственность за неисполнение установленного порядка.

По итогам совещания Аналитический центр при Правительстве РФ подготовит аналитический доклад, который суммирует все точки зрения и замечания участников, для Аппарата Правительства РФ и заинтересованных министерств и ведомств.

На фото: Начальник Управления правовой экспертизы Аналитического центра при Правительстве РФ Марина Лабозина и член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский.

Контакты:
Пресс-служба НО ТЦА, pr@texaudit.ru
Агламишьян Варвара, 8-916-950-7669

Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА, www.texaudit.ru) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года ¹ 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По данным на конец ноября 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА является Анна Лупашко, эксперт Государственной Думы РФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга.
Агламишьян ВА
НО ТЦА
8916-950-7669
v.aglamishiyan@flashcomm.ru