Ежегодное исследование эффективности системы управления персоналом

18 Октября 2010
В рамках исследования анализируется влияние системы управления персоналом на успехи бизнеса, а также обозначаются ориентиры для ее дальнейшего совершенствования.



Результаты исследования позволяют оценить в финансовом выражении показатели эффективности системы управления персоналом и понять, какой ценой компании добиваются тех или иных производственных результатов.

Основные выводы исследования:



Результаты, полученные в ходе исследования 2010 года, отражают экономическую ситуацию, сложившуюся в российских компаниях в предыдущем финансовом году. Снижение некоторых показателей необязательно свидетельствует о существовании негативной тенденции, а скорее демонстрирует экономические результаты прошлого года и служит точкой отсчета для 2010 года. Если принять во внимание перспективу роста экономики в 2010 году, то можно ожидать и положительные изменения по многим показателям.



* Отдача от инвестиций в персонал (HC ROI): По результатам обзора 2010 года на каждый доллар, инвестированный в персонал в виде вознаграждения, компаниями было получено 1,5 доллара США – ниже, чем в прошлом году (2,7 доллара США). Тем не менее, этот показатель у российских компаний всё еще выше среднеевропейского уровня (1,2 доллара).

* Объем выручки компании в расчете на сотрудника сократился на 27% по сравнению с данными прошлого года и составил $191 868.

* Мероприятия по сокращению издержек привели к снижению размера общих затрат в расчете на одного сотрудника на 15%. В 2010 году этот показатель был равен $184 504.

* Уровень прибыли до налогообложения в расчете на одного сотрудника в российских компаниях – в два раза выше уровня, заявленного европейскими компаниями. В то же время было отмечено сокращение этого показателя более чем в 3 раза по сравнению с прошлым годом.



Помимо сокращения издержек за счет оптимизации численности персонала, вознаграждение (особенно в части льгот), обучение и развитие персонала оказались по результатам исследования основными областями, в которых компании продемонстрировали снижение издержек:



* Средняя стоимость дополнительных льгот снизилась почти в два раза по отношению к значению 2009 года для всех категорий сотрудников. При этом стоимость дополнительных льгот снизилась не только в абсолютном выражении, но и по отношению к денежному вознаграждению: доля расходов на льготы в общем пакете вознаграждения снизилось на 30%. Тенденция к снижению этого показателя наблюдается также и в Европе.



Снижение затрат в области льгот является результатом как изменений в корпоративных политиках по льготам, так и перезаключения контрактов с поставщиками льгот на новых условиях.



* По сравнению с уровнем 2009 года, снизился такой показатель как инвестиции в обучение и развитие в расчете на одного сотрудника (с $202 до $175). При этом компании стали чаще проводить обучение собственными силами, увеличив количество часов и долю внутренних расходов на данный тип обучения.



Это позволяет сделать вывод, что при оптимизации инвестиций в обучение и развитие многие компании старались, по возможности не снижать интенсивности программ.

Общая информация об исследовании:



В рамках исследования были собраны данные более чем по 100 количественным показателям, характеризующим основные области и процессы управления персоналом:



* влияние персонала на финансовые результаты компании;

* вознаграждение и дополнительные льготы;

* поведенческие характеристики;

* подбор персонала;

* обучение и развитие;

* организационная структура подразделения по УП.



53 компании различных отраслей предоставили свои данные за период с 1 января по 31 декабря 2009 года. При этом большинство участников относятся к таким секторам экономики, как финансовый сектор (24%), энергетический и добывающий сектор (19%), сектор телекоммуникаций и высоких технологий и сектор товаров народного потребления (по 11% каждый). При этом – у более половины участников численность персонала составляет свыше 2,500 человек, и 40% участников сообщили о выручке размером более чем 1 млрд долларов США.

Примечания для редактора:



1. За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к Анне Когосовой.

2. О PwC:

PwC предоставляет аудиторские услуги, услуги в области бизнес-консультирования, налогообложения и права компаниям разных отраслей. Наши услуги направлены на увеличение стоимости бизнеса клиентов, а также его ценности для общества в целом. Более 161 000 сотрудников в 154 странах используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.



Бренд PwC объединяет фирмы, входящие в глобальную сеть фирм PricewaterhouseCoopers International Limited (PwCIL). Каждая фирма сети является самостоятельным юридическим лицом и не выступает в качестве агента PwCIL или любой другой фирмы сети. PwCIL не оказывает услуги клиентам. PwCIL не несет ответственность за действия или бездействие любой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения, высказываемые фирмами сети, и не может никаким образом связать их каким-либо обязательством. Ни одна из фирм сети не несет ответственность за действия или бездействие любой другой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения другой фирмы и не может никаким образом связать другую фирму сети или PwCIL каким-либо обязательством.

Анна Когосова
PwC