Институт CFA о реформах LIBOR: полномочия на применение уголовных санкций и использование фактических ставок

9 Октября 2012
Москва, 09 октября 2012 г. В рамках подготовки к реформированию законодательства, к которой вынудил скандал с LIBOR, среди членов CFA Institute был проведен международный опрос. Он показал, что ставки на фактические межбанковские транзакции, представляют собой самый адекватный метод установления ставки LIBOR, которая сегодня базируется исключительно на расчетных ставках. Хотя управлять LIBOR должны отраслевые организации, за ней также должен быть установлен государственный надзор. Кроме того, по мнению 82 % респондентов, для органов надзора следует предусмотреть полномочия по применению уголовных санкций за манипуляции с LIBOR.

Целью опроса было предоставить для правительственного отчета Wheatley Review Великобритании, а также общественной консультации Европейского парламента информацию с точки зрения инвесторов, и таким образом сделать вклад в восстановление доверия на финансовых рынках.

В ходе исследования, которое закончилось в четверг 6 сентября 2012 г., анкеты были разосланы 21 000 членам института. Из них в анкетировании приняли участие 1259 человек (доля ответивших — 6 %). Из полученных ответов можно сделать следующие основные выводы:

• Группы, на которые сильнее всего повлияли манипуляции со ставкой LIBOR: 34 % респондентов (большинство) считают, что наиболее разрушительное финансовое влияние эти манипуляции оказали на институциональных инвесторов.
• Метод фиксации LIBOR: 56 % респондентов считают, что самый адекватный метод установления LIBOR — по средней ставке на основе исключительно фактических межбанковских транзакций; 32 % респондентов думают, что лучше использовать гибридный метод, сочетающий фактические и расчетные ставки.
• Надзор над LIBOR: 70 % респондентов согласны с тем, что процесс обоснования LIBOR должен регламентироваться государством.
• Управление LIBOR: 55 % респондентов считают, что LIBOR должны управлять и контролировать отраслевые организации, но при этом должен осуществляться и регулирующий надзор. Примечательно, что преобладающее большинство (82 %) высказалось в пользу того, чтобы уполномочить орган надзора на применение уголовных санкций за манипуляции с LIBOR.
• Возможные альтернативы LIBOR: анкетирование позволяет предположить, что существует целый ряд альтернатив LIBOR. Среди наиболее популярных — другие рыночные процентные ставки (43 % респондентов) и ставки РЕПО (32 % респондентов).

Олег Шенкер, Ассоциация CFA Russia, заявил: «Абсолютно поддерживаю желание участников рынка иметь в качестве эталона надежный и не смещенный индекс, основанный на реальных транзакциях. Проблема только в том, что для этого необходимо собрать информацию обо всех сделках, прошедших на рынке, поскольку любая выборка останется подверженной манипуляциям. К сожалению, информация по 100%-м совершаемых сделок доступна лишь на организованном рынке. Рынок евродолларов, на базе которого котируется Libor, является межбанковским OTC рынком, гибкость и конфиденциальность которого имеет свои преимущества для участников.

К сожалению, Libor - это лишь вершина айсберга. Да, Libor является важнейшей базой для оценки множества финансовых инструментов, и потому текущий скандал попал в болевую точку финансовой системы. Однако, существует множество других рынков, ценовая информация о которых является лишь оценкой, пусть сколь угодо близкой к действительности, тем не менее, все равно лишь догадкой о реальном состоянии дел, а потому подверженной ошибкам и манипуляциям. Наиболее горячий пример последних дней - это рынок CDS. Кто может гарантировать, что завтра не разразится такой же скандал вокруг данных собираемых iTraxx или даже Bloomberg. На мой взгляд, замена BBA на другое агентство не решает самой проблемы сбора надежной информации о реальных транзакциях. Я думаю, что решение проблемы Libor - в большей централизации всего рынка межбанковских депозитов. Опыт такой централизации в надежную и прозрачную систему существует. Я говорю о межбанковском рынке ФОРЕКС».
tairova@fhv.ru
FHV
tairova@fhv.ru