Дотянуться до бизнеса

9 Июня 2017
Банки, в свою очередь, также отмечают рост спроса на услуги со стороны МСП. На показатели первого квартала петербургского филиала банка «Российский капитал» повлияли рождественские каникулы: клиенты были в «спящем» режиме, отмечает заместитель управляющего по корпоративному бизнесу Санкт-Петербургского филиала банка «Российский Капитал» Юлия Красикова. «Но, несмотря на это, прирост кредитования МСП был колоссальный, — говорит банкир. — Правда, этот успех, в том числе, связан с наработками 4 квартале 2016 года, в котором не все одобренные заявки успели обработать». В кредитном портфеле филиала малого и среднего бизнеса примерно 50% — это компании, работающие в сфере сделок с недвижимостью и услуг аренды. Для нас не имеет значение отрасль, в которой работает компания, главное — качество заемщика, отмечает Юлия Красикова. Но есть стоп-отрасли и факторы, а именно: автодилеры или компании без залогового имущества.
В филиале «Северо-Западный» банка ВТБ объем выдач в сегменте малого бизнеса в 1 квартале 2017 года вырос на треть, а количество активных клиентов — на 10%. «Это очень неплохо в нынешней экономической ситуации», - отмечает руководитель службы малого бизнеса филиала «Северо-Западный» Банка ВТБ (ПАО) Лариса Куншина.
«В этом году мы ожидаем рост по всем направлениям в сфере малого бизнеса  -  в кредитовании, рассчетно-кассовом обслуживании и т.д. При работе с этим сегментом очень важны скорость и качественный сервис, поэтому  банк активно работает в этих направлениях. В этом году филиал нарастил темпы по открытию расчетных счетов на 38%. До конца года на Северо-Западе банк планирует увеличить свой портфель клиентов на 50%. Банк принимает в качестве залога по кредитам недвижимость, а также оборудование и транспортные средства. В кредитном портфеле филиала значительную долю составляют компании, занимающиеся сдачей в аренду недвижимости, а также торговлей, производством, гостиничным и ресторанным бизнесом, есть предприятия из сферы здравоохранения. Сейчас в банке процентные ставки по кредитованию малого бизнеса начинаются от 12,5% годовых. Главным фактором остается финансовое положение заемщика, — подчеркивает Лариса Куншина. — В 2017 году мы прогнозируем рост кредитного портфеля на 30%».
В то же время Юлия Красикова из «Российского капитала» отмечает, что нельзя сказать, что условия кредитования в 2017 году стали мягче. Однако кредитные ставки снижаются вслед за ключевой. «На снижение ставки для действующего клиента наш банк может пойти, например, если увеличивает ему кредитный лимит, либо берет в залог дополнительное обеспечение, — говорит она. — Как всегда, некоторые игроки рынка очень сильно демпингуют, и мы в этом случае стараемся выиграть за счет оперативности, принимая решение моментально». Средняя ставка для МСП в банке составляет 13-14%. За этот год в Петербурге банк планирует нарастить кредитный портфель в 2,5 раза.
В Петербурге более 270 тыс. компаний, которые платят налоги, и за I квартал 2017 года их число выросло примерно на 16-17% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. «Мы делаем акцент на комплексном обслуживании малого бизнеса, — рассказывает Александр Хайкинсон, директор департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк». — Прирост новых клиентов на расчетно-кассовое обслуживание в I квартале 2017 года увеличился на 20-25% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года».
В I квартале 2017 года предпринимательское сообщество негативно оценивало ситуацию на рынке: Индекс Опоры RSBI (Russia Small Business Index), который замеряется в 21-м регионе России, опустился после четырех кварталов роста ниже 50 б. п. (48,8 б. п. по итогам I квартала 2017 года). Это говорит о том, что некая эйфория, которая была во второй половине 2016 года именно у представителей малого и среднего бизнеса, прошла. На это повлияли несколько факторов. Первый — сезонный. Активность МСП в первом квартале 2017 года ниже, чем в четвертом квартале прошлого года. «Второй — сокращение объема продаж и снижение доступности финансирования, — подчеркивает Александр Хайкинсон. — В I квартале почти в два раза выросла доля клиентов, которые не обращаются за кредитованием, потому что заранее считают, что не получат финансирование. И доля таких предпринимателей составляет 11%. При этом постоянно кредитуются только порядка 6% предпринимателей». Хотя, по словам банкира, в целом рынок оживился и те «гайки», которые были закручены банками в 2015 году, ослабили. За первые четыре месяца 2017 года объем кредитования МСБ в филиале банка вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, что не связано с эффектом низкой базы. По итогам 2017 года в филиале прогнозируют рост кредитования примерно на 30%. Драйвером рынка кредитования МСП по-прежнему остаются программы господдержки, в частности «Программа 6,5».
Банк «Уралсиб» предлагает предпринимателям целый ряд программ для развития бизнеса, в том числе целевые кредиты на приобретение коммерческой недвижимости и транспорта, кредиты на пополнение оборотного капитала. «Все кредитные заявки рассматриваются индивидуально, и мы учитываем особенности клиента, — говорит управляющий директор по Северо-Западному региону ПАО «Банк Уралсиб» Елена Шенрок. — Например, изменить график платежей из-за сезонных особенностей».
В последние несколько месяцев банки активно продвигают услугу онлайн-резервирования расчетного счета. Подобный сервис уже есть и в банке «Уралсиб». Это позволяет значительно сэкономить время предпринимателей, так как, чтобы получить номер расчетного счета, достаточно зайти на сайт и заполнить небольшую анкету. Клиенты банка также могут воспользоваться специальными небанковскими сервисами: Интернет-бухгалтерией «Мое дело», сервисом юридических консультаций «Адвокат для бизнеса», сервисом проверки контрагента «Светофор», услугой экспресс-доставки документов от компании СДЭК.
Альтернативный путь

Помимо классического кредитования банки давно предлагают такие инструменты как факторинг или лизинг, программы по которому реализуют совместно с компаниями — игроками этого рынка. «Мы считаем факторинг перспективным направлением, в частности в сегменте малого бизнеса, — говорит Александр Хайкинсон. — В 2017 году объем сделок по факторингу в «Промсвязьбанке» может вырасти почти в два раза». Факторинг — это альтернатива бланкового беззалогового кредитования, и к клиенту нужен специальный подход. «Но мы постепенно работаем и расширяем пул потенциальных потребителей по факторингу за счет расширения базы их дебиторов, — добавляет он».
В этом году в банке «Российский капитал» появилось дочернее общество, которое занимается факторингом. В банке есть предустановленные лимиты на топ-500 компаний по всей России. И потенциальные клиенты банка — это поставщики этих компаний. Банк знает эти компании, установил для них лимиты и постоянно штудирует весь пул поставщиков. «Для поставщика это эффективная форма привлечения финансирования, работающая даже в тех случаях, когда традиционное кредитование неприемлемо, — говорит Юлия Красикова. — Более того, факторинг удобен для управления дебиторской задолженностью, для того, чтобы избежать каких-то технических задержек, которые бывают, например, у федеральных торговых сетей: они почему-то не любят сразу расплачиваться с поставщиками». В банке уже оформили две достаточно крупные сделки по Северо-Западу — на 100 и 200 млн. рублей.
По данным Эксперт РА, рынок лизинга 2016 вырос на 36% и достиг показателей 2011 года с объемом нового бизнеса в размере 742 млрд рублей. При этом доля лизинга отдельных видов оборудования и спецтехники выросла, что связано с отложенным спросом. В отдельных отраслях экономики износ основных фондов предприятий достигает 80%. И лизинг с его очевидными экономическими преимуществами в части налогообложения и дополнительными преференциями от производителей — наиболее эффективный инструмент их обновления, считает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг» Андрей Волков.
В 2016 году в структуре сделок на лизинговом рынке (без учета сделок с госкомпаниями и физическими лицами) доли крупных лизингополучателей и МСП в «Балтийском лизинге» примерно равны (52% и 48% соответственно). В структуре нового бизнеса компаний доля предприятий МСП составляет более 91%. «Лизинг остается универсальным инструментом и с отраслевой точки зрения: экспресс-программы финансирования есть не только в сегменте автотранспорта, но и для спецтехники и даже оборудования, — говорит Андрей Волков. — Также у нас есть и специальные отраслевые решения для сельхозпроизводителей, предприятий лесной отрасли, и специальная программа по большинству видов производственного оборудования». Рынок лизинга в целом отражает экономическую ситуацию в стране, поэтому положительная динамика в указанных сегментах может свидетельствовать если не о восстановлении роста, то об относительной стабилизации ситуации в экономике, отмечает он.
Ольга Николаева
ТТ Финанс
статья с фото