Хоум Кредит энд Финанс Банк, Россия: результаты деятельности за девять месяцев 2016 года по МСФО. Рост прибыльности на фоне роста чистого кредитного портфеля

1 Декабря 2016
«Мы с удовольствием сообщаем о том, что третий квартал этого года стал еще более прибыльным, чем второй. Мы добились дальнейшего повышения качества портфеля и снижения затрат. Экономическая ситуация также улучшается. Все это создает прекрасную основу для роста бизнеса.
Наш чистый кредитный портфель в третьем квартале вырос впервые за последние три года. При этом NPL и стоимость риска по-прежнему снижаются.
Мы продолжаем активно развивать онлайн-бизнес. Каждый месяц нашими интернет-сервисами пользуются около миллиона клиентов. Также мы развиваем направление POS-онлайн, где планируем стать таким же бесспорным лидером, как в POS-бизнесе.
POS остается главным каналом привлечения новых качественных клиентов в банк, обеспечивая возможности для перекрестных продаж. Мы остаемся бесспорным лидером в этом сегменте рынка.
Наш бизнес находится в отличной форме, и мы готовы к дальнейшему росту и развитию».

Юрий Андресов,
Председатель Правления ХКФБ

В России отмечены признаки стабилизации макроэкономической ситуации. Эксперты Всемирного банка прогнозируют замедление темпов снижения ВВП России до -0,6% в 2016 году. В то же время располагаемые доходы населения и потребительские расходы снижаются. Из-за этого, несмотря на очевидные признаки улучшения, рынок розничного кредитования еще не достиг докризисных значений. Решительные действия, предпринятые руководством Банка Хоум Кредит, позволили нам добиться прогресса, несмотря на вызовы операционной среды, и дали хорошую возможность для развития на фоне наметившегося восходящего тренда на рынке.

Новые кредитные выдачи продолжают расти, в годовом выражении прирост составил 10%. При этом мы продолжаем жестко контролировать издержки. Общие и административные издержки упали на 14%. Все это положительно сказалось на нашей прибыльности. Чистая прибыль за 9 месяцев составила 4,6 млрд рублей. Это серьезное улучшение по сравнению с результатами первого полугодия, когда прибыль составила 1,7 млрд рублей. Но особенно показательно сравнение с соответствующим периодом прошлого года, когда был зафиксирован убыток в размере 9,3 млрд рублей. На фоне роста прибыльности, объемов нового бизнеса и сокращения затрат, Банк Хоум Кредит демонстрирует значительное улучшение показателей уровня риска, как в годовом, так и в квартальном выражении. Доля просроченной задолженности в портфеле (NPL) снизилась до 7,7% по итогам отчетного периода против 9,4% в первом полугодии 2016 года и 14,5% по итогам 9 месяцев 2015 года. Одновременно стоимость риска упала до 7,7% против 9,1% по итогам первого полугодия и 18,5% в соответствующем периоде прошлого года.

Более четверти наших активных клиентов регулярно используют дистанционные сервисы банка, 15% совершают платежи через онлайн-каналы. Эти показатели стабильно растут. Поставив перед собой цель значительно увеличить объем бизнеса в сегменте POS-онлайн, банк запустил кредитование на покупку товаров в интернет-магазине «Эльдорадо». Это направление дополнит лидерские позиции банка на рынке POS, где наша рыночная доля поднялась до 26,5% против 24,5% годом ранее. Стоит отметить, что величина просроченной задолженности в POS ниже, чем в целом по кредитному портфелю.

Эффективность дочернего банка в Казахстане высока, и поскольку в настоящее время он в состоянии обеспечивать себя фондированием на внутреннем рынке, международное рейтинговое агентство Fitсh подняло его рейтинг до уровня “B+” со стабильным прогнозом. Общая оценка Банка Хоум Кредит была отражена в недавнем решении рейтингового агентства Moody’s улучшить прогноз рейтинга до «стабильного».

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ

 Банк зафиксировал чистую прибыль в размере 4,6 млрд рублей за девятимесячный период с начала 2016 года. Значительное улучшение по сравнению с убытком в 9,3 млрд рублей за соответствующий период прошлого года связано со снижением стоимости фондирования и улучшением показателей риска. Также стоит отметить эффективность дочернего банка в Казахстане.
 Процентный доход упал на 26,8% в годовом выражении до 34,6 млрд рублей (47,3 млрд рублей за январь-сентябрь 2015 года), что отражает снижение розничного кредитного портфеля в годовом выражении. Процентные расходы снизились на 41,3% относительно соответствующего периода прошлого года (14 млрд рублей против 23,8 млрд рублей), драйвером снижения является продолжающееся снижение ставок по вкладам.
 Чистый процентный доход за девять месяцев составил 20,6 млрд рублей, снизившись на 12% относительно 23,4 млрд рублей годом ранее.
 Операционный доход за отчетный период упал на 15,5% относительно соответствующего периода прошлого года и составил 28,9 млрд рублей (34,3 млрд рублей за январь-сентябрь 2015 года).
 Чистая процентная маржа банка составила в конце отчетного периода 13,5% (11,8% годом ранее), в основном из-за выбытия из портфеля дорогих вкладов, привлеченных в начале 2015 года.
 Общие и административные издержки снизились на 13,7% до 13,5 млрд рублей. Это снижение отражает курс банка на контроль расходов на фоне продолжающего роста цен на товары и услуги.
 Доля просроченных кредитов в кредитном портфеле до вычета резервов (NPL) составила 7,7% (13% в конце 2015 г.), благодаря эффективному управлению кредитными рисками и взысканию. Стоимость риска в конце отчетного периода составила 7,7% (18,5% год назад), что также наглядно демонстрирует позитивные изменения качества нашего портфеля. Коэффициент покрытия просроченной задолженности резервами остается на хорошем уровне в 126,4%.
 Объем активов составил 237,8 млрд рублей, сократившись с конца 2015 года на 11,2%.
 Чистый кредитный портфель снизился с начала года на 7,9%. По состоянию на 30 сентября 2016 года он составил 164,3 млрд рублей против 178,4 млрд рублей по итогам 2015 года. В третьем квартале этот показатель вырос на 1,4%. Объем выданных кредитов составил 129,3 млрд рублей, что на 9,7% выше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (117,8 млрд рублей за январь-сентябрь 2015 года).
 На балансе банка в конце отчетного периода находилось 31,9 млрд рублей в виде денежных средств, их эквивалентов, а также средств, размещенных в других банках (по итогам 2015 года их величина составляла 42,6 млрд рублей). Также ХКФБ располагал 24,4 млрд рублей в виде портфеля облигаций с высоким кредитным рейтингом (22,2 млрд рублей в конце 2015 года). Данные активы в совокупности составили 23,6% от всех активов банка на конец отчетного периода.
 Объем вкладов физических лиц и текущих счетов на 30 сентября 2016 года составил 145,2 млрд рублей, снизившись на 15,3% по сравнению с концом прошлого года. Отток вкладов в отчетном периоде отразил стратегию банка, нацеленную на снижение депозитных ставок. Депозиты и текущие счета составляли 76,9% от общего объема обязательств банка. Отношение кредитов к депозитам составило 109% по итогам отчетного периода, что подтверждает фокус на вклады населения как основной источник фондирования.
 Банк Хоум Кредит продолжает поддерживать высокий уровень капитализации. Показатель CAR на 30 сентября 2016 составил 27,6% (24,3% по итогам 2015 года). Уровень достаточности капитала в соответствии с правилами расчета Банком России составлял 14,1% в конце отчетного периода.
 Банк Хоум Кредит обслуживает около 4 млн активных клиентов в России и Казахстане через 325 банковских офисов, более 99,000 точек продаж, 214 почтовых отделений и 1171 банкомат. На 30 сентября 2016 года размер клиентской базы банка составлял 33,6 млн человек.
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Балансовые показатели, млн рублей 9М 2016 2015 Изменение, %
Активы 237,795 267,923 (11.2)
Чистый кредитный портфель 164,336 178,418 (7.9)
Средства акционеров 41,693 39,654 5.1

Финансовый результат, млн рублей 9М 2016 9М 2015 Изменение, %
Операционный доход 28,946 34,262 (15.5)
Прибыль (убыток) до налогообложения 5,763 (11,175) -
Чистая прибыль (убыток) 4,573 (9,274) -

КЛЮЧЕВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ, %
9М 2016 2015 9М 2015
Рентабельность активов (ROAA)1 2.5 (2.9) (4.0)
Рентабельность капитала (ROAE)2 15.3 (19.8) (27.1)
Соотношение расходов к доходам3 46.7 47.4 46.1
Уровень достаточности капитала 27.6 24.3 23.2
Доля неработающих кредитов (NPL)4 7.7 13.0 14.5
Стоимость риска5 7.7 16.2 18.5
1) RoAA рассчитывается как приведенная в процентах годовых сумма чистой прибыли за период, деленная на средний остаток валюты баланса за тот же период.
2) RoAE рассчитывается как отношение чистой прибыли за период, деленная на средний остаток собственных средств.
3) Коэффициент соотношения расходов к доходам рассчитывается как сумма общих административных расходов, деленная на операционный доход.
4) Для расчета доли NPL совокупный объем кредитов, срок просрочки платежей по которым превышает 90 дней, делится на совокупный портфель всех выданных кредитов.
5) Стоимость риска рассчитывается как отношение убытков вследствие обесценения к среднему объему чистого кредитного портфеля в годовом исчислении.


КОНТАКТЫ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ И АНАЛИТИКОВ:
Булат Зогдоев
Заместитель директора департамента финансовых рынков
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
Тел.: +7 (495) 785 82 25 доб. 3857
E-mail: Bulat.Zogdoev@homecredit.ru

КОНТАКТЫ ДЛЯ ПРЕССЫ:
Ирэн Шкаровская
Начальник Управления стратегических коммуникаций
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
Тел.: +7 (910) 401 1549
E-mail: press@homecredit.ru

Марек Петрус
Глава финансовых коммуникаций Группы
Home Credit B.V. (Home Credit International a.s.)
Тел.: +420 224 174 371
E-mail: marek.petrus@homecredit.eu

СПРАВКА:
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» [Moody’s B2, Fitch B+] – специализируется на предоставлении розничных банковских услуг в России и Казахстане. ХКФБ предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов и банковских услуг. Клиентская база банка насчитывала 33,6 млн человек. Продукты и услуги были представлены в более чем 99 000 магазинах-партнерах в России и Казахстане. По состоянию на 30 сентября 2016 года сеть дистрибуции банка состояла из 325 офисов, 214 почтовых отделений, а также 1171 банкомата и платежного терминала по России и Казахстану.
Дополнительная информация доступна на www.homecredit.ru, www.homecredit.kz

Home Credit B.V. (далее – «Группа Хоум Кредит») – это международная компания, которая предоставляет услуги потребительского кредитования в 11 странах и имеет высокий потенциал для роста. «Группа Хоум Кредит», учрежденная в 1997 г., специализируется на ответственном кредитовании, преимущественно, группы потребителей с очень короткой или без кредитной истории. Наши услуги простые, быстрые и удобные. Мы работаем на привлекательных рынках, где существуют значительные барьеры для входа. В некоторых странах мы занимаем лидирующие позиции на рынке кредитования. Наш опыт и знание различных рынков позволяет нам опережать конкурентов. Мы обеспечиваем распространение финансовых услуг среди небанкизованного населения, создавая позитивный и безопасный опыт кредитования – первый в жизни многих наших клиентов. Мы способствуем повышению уровня жизни и удовлетворяем потребности заемщиков. К концу отчетного периода 103,9 тысяч работников компании обслуживали более 64,2 миллионов клиентов, используя для этого обширную сеть дистрибуции, в которую входят 241 460 точек продаж (POS), кредитных офисов, филиалов и почтовых отделений. Совокупные активы «Группы Хоум Кредит» по состоянию на 30 сентября 2016 г. достигли 12,4 миллиардов евро.
Более подробная информация представлена на сайте www.homecredit.net

Мажоритарным акционером (с долей 88,62%) Home Credit B.V. является PPF Financial Holdings B.V., на 100% принадлежащий Группе PPF (далее - “PPF”). PPF инвестирует свои средства в ряд отраслей экономики, таких как банковское дело и финансовые услуги, телекоммуникации, биотехнологии, недвижимость, страхование и сельское хозяйство. Бизнес группы PPF охватывает Европу, Россию, США, а также Азию. PPF владеет активами в объеме 24,2 млрд евро, что соответствует значению на 30 июня 2016 г.
Более подробная информация представлена на сайте www.ppf.eu Более подробная информация представлена на сайте www.ppf.eu
Миноритарная доля (11,38% акций) Home Credit B.V. принадлежит EMMA OMEGA Ltd., инвестиционному холдингу, полностью принадлежащему Иржи Шмейцу.
анастасия
хоум кредит