К 2027 году рынок розничного кредитования в России ждет масштабная трансформация

10 Мая 2018
Как следует из отчетов Росстата, на конец 2016 года население России составило более 146 млн. человек. При этом, пик численности пришелся на группу 25 – 35 лет, а так называемая «демографическая яма», характеризующаяся самым низкими показателями, - на россиян в возрасте 10 – 25 лет. К 2027 году сложившаяся в конце девяностых-начале двухтысячных «демографическая яма» переместится и существенно поменяет сложившуюся картину в розничном потребительском кредитовании.
Согласно прогнозу БКИ «Эквифакс» в 2027 году количество кредитующихся клиентов в возрасте 25 – 34 лет упадет на 43%. В настоящий момент это основная возрастная группа, активно оформляющая различные банковские продукты – ипотеку, автокредит, потребительские кредиты. Клиентов в возрасте 55 – 64 лет также станет значительно меньше, рынок потеряет в этой группе 19% клиентов. Группа молодых заемщиков в возрасте 18-24 лет, напротив, возрастет на 13%. В основном, такие клиенты сейчас интересуются открытием кредитных карт и POS-кредитованием. Лидером по росту окажется возрастная группа 65 – 74 лет, где количество клиентов увеличится на 50%. В настоящий момент основным продуктом в данной группе являются займы МФО.
Если рассматривать динамику в разрезе банковских продуктов, то наиболее существенный спад популярности ожидает ипотечное кредитование. К 2027 году этот рынок сократится более, чем на 17%. Объем рынка всех прочих банковских продуктов, включая микрокредитные займы, сократится в среднем на 11%.
Вследствие «демографической ямы» сжатие рынка розничного кредитование к 2027 году может составить в среднем 12-13%, что в абсолютных величинах на текущий момент составляет более 50 млрд. руб. в месяц. У финансового сектора ещё есть время для решения проблемы «демографической ямы» за счёт вовлечения в кредитование тех сегментов населения, которые в настоящее время охвачены кредитованием фрагментарно: лица в возрасте от 18 до 21 – 24 лет и люди пенсионного возраста. И если с пенсионерами ситуация может быть решена за счёт ожидаемого повышения пенсионного возраста, то с молодым сегментом банкам ещё предстоит научиться работать, предлагая им не только высокомаржинальные кредитные карты, но и более дешевые потребительские кредиты.
Многие банки уже сейчас стараются «выращивать» клиентов с раннего возраста, развивая программы, основанные на дебетовых картах или картах с минимальными лимитами кредитования / овердрафтов, а также выдавая POS-кредиты.
Развитие этого направления связано с повышенными кредитными рисками для кредиторов вследствие отсутствия кредитной истории у молодого населения. Управление рисками в данном случае требует от кредиторов поиска новых источников информации о поведении и интересах молодого населения, на что они уже в настоящее время нацелены.
Пресс-служба
БКИ "Эквифакс"