Белорусы хотят скидок, кэшбэка по карточкам и расширения возможностей интернет-банкингов

27 Августа 2015
Платежная система БЕЛКАРТ провела социологическое исследование. На протяжении нескольких месяцев более 1,6 тыс белорусов ответили на вопросы, связанные с удовлетворенностью банковским сервисом и возможностями банковских платежных карточек. Представляем вашему вниманию результаты исследования.
В опросе приняли участие 1605 респондентов, из них 265 в возрасте 18-25 лет, 732 в возрасте 26-35 лет, 388 в возрасте 36-45 лет, 154 в возрасте 46-55 лет, и 66 – старше 55 лет. Свои ответы на вопросы предоставили 1010 мужчин и 595 женщин.
Участникам опроса было предложено рассказать, какие задачи им хотелось бы решать с помощью банковской платежной карточки. Самыми популярными пожеланиями стали возможности оплачивать с помощью интернет-банкинга кредиты других банков, пополнять депозиты и осуществлять разнообразные денежные переводы.
На самом деле, многие банки уже предлагают и гасить кредиты, и пополнять депозиты, и переводить деньги с карточки на карточку, однако, к сожалению, по сей день не все банки подключились к ЕРИП, а значит, быстрое погашение кредитов и пополнение депозитов не всегда представляется возможным. Над этим некоторым участникам рынка еще предстоит поработать. Кроме того, очевидно, что не все банки предлагают клиентам хороший, функциональный интернет-банкинг и мобильные приложения – жалоб на это тоже пришло немало. К слову, из 1605 опрошенных человек услугами интернет-банкинга пользуются 1522 (или 95% всех опрошенных). Так что из всевозможных каналов ДБО интернет-банкинг – это именно то, над чем нужно работать особенно тщательно. Даже банкоматами пользуется всего 78,8%. Похоже, без наличных белорусам обойтись будет проще, чем без функционального интернет-банкинга.
Многие респонденты выразили желание оплачивать посредством карточки услуги общественного транспорта. Судя по всему, здесь речь идет не о покупке жетонов и талончиков (терминалы в кассах метро и киосках давно имеются), а об использовании платежной карточки в виде проездного, который можно было бы прикладывать к валидаторам в общественном транспорте. Ряд участников опроса выразил желание оплачивать карточками услуги такси.
Кроме того, некоторые респонденты отметили необходимость расширения возможностей использования карточек для покупок в интернете. К слову, из 1605 опрошенных 428 человек осуществляет покупки в интернет-магазинах по карточкам 2-5 раз в месяц, а 175 человек – более 5 раз в месяц. При этом интересно, что вообще не делают покупки по карточкам в интернет-магазинах 506 человек, а в интернет-магазинах доменной зоны by – 948 человек. Очевидно, что в приоритете у белорусов остаются иностранные интернет-магазины. Впрочем, связано это, скорее всего, с более широким ассортиментов и низкими ценами, а не с возможностями, которые предоставляет держателю банковская платежная карточка.
Банкам на заметку!
Различные рекламные игры, связанные с карточками и безналичными расчетами, на белорусском рынке не редкость. Тем не менее, лишь порядка 40% опрошенных принимают в них участие. С одной стороны, это немало, с другой – очевидно, что в опросе принимали участие в подавляющем большинстве продвинутые держатели карточек, активные пользователи каналов дистанционного обслуживания и безналичных расчетов. Почему же интерес к акциям небольшой?
Как оказалось, к подобным мероприятиям у держателей карточек две основных претензии – эфемерная, а не реальная выгода и недостаток информации об акции или рекламной игре. Многие люди не участвовали в ней не потому что не захотели, а просто потому что не знали. Целый ряд респондентов вообще не понял, в чем заключается суть вопроса, поскольку ни разу не слыхал, что банки или платежные системы могут предлагать рекламные игры. Информирование – действительно большая проблема. Но ответы респондентов показывают, что их вполне удовлетворила бы СМС-рассылка, рассылка по электронной почте или оповещение в интернет-банкинге или мобильном приложении.
Показательным также стал вопрос о том, что могло бы мотивировать держателей карточек еще более активно использовать безналичные расчеты. Первое, самое банальное, и в то же время самое важное – расширение возможностей использования карты. Люди хотят больше терминалов, больше функций в интернет-банкинге, больше возможностей в ЕРИПе.
Второе – выгода от совершения безналичных расчетов. Речь идет не об экономии времени, а о вполне реальной материальной выгоде – всевозможных бонусах, скидках, кобрендах с крупными торговыми сетями, а особенно о функции cash back. Третье – отсутствие технических сбоев при осуществлении безналичных операций. Четвертое – безопасность. Ряд респондентов указал на необходимость введения принципа нулевой ответственности.
Всё вышеперечисленное – реальные пожелания реальных клиентов. Как раз то, над чем и нужно работать, чтобы доля безналичных расчетов в Беларуси росла.
Марина
ЗАО "Платежная система БЕЛКАРТ"
roman@belkart.by