Бюджетирование с помощью «1С:Предприятия 8» как инструмент долгосрочного планирования и обеспечения финансовой стабильности деятельности компании в современных экономических условиях

25 Января 2010
В ОАО "Жилищная инвестиционная компания г. Казани" (ОАО ЖИК г. Казани) с помощью компании "Интелком" и "1С:Управления производственным предприятием 8" создана автоматизированная система бюджетирования.

ОАО ЖИК г. Казани - одна из крупнейших инвестиционно-строительных компаний города. Компания осуществляет коммерческую деятельность по строительству объектов жилого и нежилого назначения, освоению земельных участков, а также оказывает т.н. услуги Заказчика. Приоритетным направлением деятельности компании является оказание услуг заказчика при строительстве жилых домов по программе «Социальная ипотека» в городе Казани в рамках реализации Федеральных целевых программ «Жилище» и «Доступное и комфортное жилье». На сегодняшний день под руководством ОАО ЖИК г. Казани возводится более 20 объектов.

С целью долгосрочного планирования финансово-экономической деятельности компании, формирования четкого трехлетнего плана, позволяющего обеспечить необходимый уровень доходности и рентабельности, была разработана и внедрена система бюджетирования. выполнена на базе решения «1С:Управление производственным предприятием 8».
Автоматизированная система бюджетирования позволяет решить следующие задачи: отражать в финансовом плане показатели, соблюдение которых позволяет достичь утвержденных учредителями показателей доходности; планировать деятельность компании по достижению показателей, заложенных в ее бюджетной модели; осуществлять контроль, необходимый для бюджетного строительства. Реализована возможность ежемесячного контроля исполнения бюджетов, анализа соотношения доходов и расходов компании. Появилась возможность оценивать рентабельность коммерческих проектов, планировать движение денежных средств.
В ERP-системе настроены следующие виды бюджетов: бюджет инвестиционно-строительных затрат, бюджет продаж, бюджет коммерческих расходов, бюджет налогов, бюджет постоянных расходов, бюджет кредитов и займов. Бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов формируются автоматически на основе бюджетных направлений.
По каждому строящемуся объекту в системе анализируется множество данных по всем этапам строительства (сроки, необходимые объемы финансирования, расчеты с подрядными организациями), на основе которых осуществляется детальное планирование затрат и издержек до момента полного завершения проекта.

Все затраты на строительство отражены в бюджете инвестиционно-строительных затрат. На его основе рассчитываются стоимость строительства и объемы денежных средств, необходимых для финансирования объектов.
Самый крупный и значимый бюджет компании – бюджет доходов и расходов. С его помощью компания имеет точную и детализированную информацию об объемах и сроках будущих доходов и расходов. На основе этих данных автоматически формируется детализированный прогноз, отражающий недостаток/избыток денежных ресурсов, необходимых для оплаты плановых расходов и платежей по заемным обязательствам в определенные будущие бюджетные периоды.
Для планирования и наиболее эффективного использования всех финансовых ресурсов компании разработан бюджет движения денежных средств. В нем автоматически планируются сроки и размеры всех будущих платежей компаниям-подрядчикам для бесперебойного обеспечения всех этапов строительства. Это позволяет оптимизировать использование денежных средств, направляемых ГЖФ по программе «Социальная ипотека», а также сформировать для каждого объекта достаточные финансовые потоки.
На основе детализированной информации о доходах и расходах, сроках и объемах погашения кредитных платежей ведется долгосрочное планирование большого объема денежных средств. Это позволяет компании иметь точную картину по источникам финансов для каждого конкретного платежа, оптимизировать использование всех финансовых ресурсов компании, исключиться кассовые разрывы для коммерческих проектов, максимально сократить привлечение заемных и кредитных средств.
Контроль соответствия доходов и расходов плановым показателям ведется с помощью план-фактного анализа каждого проекта. Отклонения от плановых данных, например, получение более высокого дохода, может объясняться продажей коммерческих объектов по более выгодным ценам, оптимизацией издержек и строительных расходов, а также некорректностью, допущенной при финансовом планировании проекта. Таким образом, план-фактный анализ является объективным критерием оценки качества и эффективности работы всех подразделений компании. По данным план-фактного анализа в проект вносятся необходимые коррективы, что повышает качество финансового планирования и точность формирования бюджетов различного уровня.
План-фактный анализ позволяет спрогнозировать ситуацию в случае объективного изменения внешних факторов. Так, в условиях кризиса компания смоделировала бюджет с более пессимистичными финансовыми показателями, с тем, чтобы понять, к чему это приведет и какие действия необходимо предпринять для того, чтобы сохранить штат компании и не заморозить строительство объектов.
В «1С:Управление производственным предприятием 8» ведется оценка рентабельности собственных коммерческих строительных проектов с учетом утвержденного инвесторами и акционерами нормативного уровня рентабельности и доходности. В случае снижения уровня рентабельности компания проводит качественный анализ его причин. Ими может быть как снижение рыночных цен на недвижимость в регионе, так и превышение плановых расходов по проекту. В случае объективно низкой рентабельности проекта руководство компании вправе принять решение об отказе от его реализации. Оценка рентабельности всех проектов позволила минимизировать финансовые и инвестиционные риски компании.
Для анализа финансовой эффективности работы компании в бюджете разработаны статьи "Экономия" и "Прибыль". В них представлены сведения о сокращении постоянных и коммерческих расходов, собственных издержек компании, а также факторы, повлекшие увеличение доходной части бюджета. Представляется картина уровня доходности по результатам финансового года в целом.

В результате внедрения автоматизированной системы бюджетирования в компании сформирован детализированный план по финансированию всех строящихся объектов в 3-летней перспективе. Компания может точно спрогнозировать финансовые показатели в случае оптимального и минимального уровня доходности в условиях финансового кризиса и заранее запланировать действия, корректирующие работу всех служб с учетом современных экономических условий.
Внедрение автоматизированной системы бюджетирования позволило получить эффективный и надежный инструмент для учета, анализа, прогнозирования и планирования движения денежных средств в историческом и перспективном разрезе. Компания, имея оперативную информацию о фактических расходах, осуществляет регулярный контроль за тем, чтобы они не превышали плановые показатели.
Значительно повысилось качество отражения и планирования всех финансовых процессов компании, в результате чего взаимоотношения с соинвесторами и подрядчиками стали экономически более эффективными.

Салахиева Айгюль Данисовна, Директор департамента экономики и развития ОАО «Жилищная инвестиционная компания города Казани»:
Для нас очень важно, что на сегодняшний день мы обладаем системной информацией о доходах и расходах текущих и будущих периодов, на основании которой можем объективно оценивать финансовые перспективы компании. Так, в условиях экономического кризиса компания смоделировала бюджет с более пессимистичными финансовыми показателями, с тем, чтобы понять, к чему это приведет и какие действия необходимо предпринять для того, чтобы сохранить штат компании и не заморозить строительство объектов.
Регулярный анализ соотношения расходов и доходов будущих периодов позволил преодолеть "бюджетные разрывы", что в итоге привело к значительной экономии финансовых ресурсов за счет оптимизации кредитной политики компании».