От стратегических целей к реальным результатам

24 Июня 2009
PricewaterhouseCoopers представила результаты исследования «Управление эффективностью деятельности. Как вы управляете своим бизнесом?». Исследование проводилось в целях изучения существующих концепций управления эффективностью, а также подходов и инструментов, которые используются для управления эффективностью деятельности компаний. Результаты обзора позволяют судить об уровне развития подходов к управлению эффективностью деятельности компаний и о применении соответствующих ИТ-решений для поддержки данного процесса.

Исследование проводилось с сентября 2008 года по январь 2009 года и основывается на ответах представителей почти 400 компаний из 22 стран Западной и Восточной Европы и СНГ. Российские компании составляют 8% от числа всех опрошенных. 69% респондентов из России и 64% участников опроса из других стран представлены высшим руководящим звеном компаний, из которых 41% – представители финансового сектора и 21% – энергетической отрасли.

Анастасия Осипова, партнер, управление эффективностью бизнеса, PricewaterhouseCoopers, отмечает:

«Управление эффективностью – это модель, которая объединяет стратегию компании с ее операционной деятельностью. То есть то, как транслируются стратегические цели в цели операционные, как идет процесс планирования и бюджетирования и как все это связано с мотивацией конкретных сотрудников компании».

86% респондентов из России считают, что использование системы ключевых показателей деятельности, утвержденных на основе стратегии, является важным или очень важным с точки зрения управления бизнесом. 61% участников заявили, что их компании уже применяют такую систему.

Несмотря на то что большинство респондентов осознают важность основанной на стратегии интегрированной системы управления эффективностью деятельности компаний, а значительная часть из них уже внедрили такую систему, 45% российских респондентов считают качество процессов планирования и прогнозирования в своих компаниях неудовлетворительным или совсем неудовлетворительным.

Вопросами, вызывающими наибольшую обеспокоенность, являются своевременность предоставления информации и уровень автоматизации и удобства ИТ-инструментов для пользователей.

Респонденты заявляют, что в вопросе подготовки управленческой отчетности их компании существенно «недотягивают» до желаемых показателей. Количество российских участников опроса, которые удовлетворены уровнем своевременности (57%) и степенью точности (59%) данных, используемых для целей управления, показывает, что здесь также предстоит проделать существенную работу.

Большинство респондентов отмечают, что много внимания уделяется сбору и сверке данных и расчетам (в России – 68%, в остальных странах – 59%). Этот результат разительно контрастирует с желанием сменить приоритеты при подготовке отчетности и уделять больше внимания более результативной деятельности, например анализу и интерпретации данных (Россия – 59%, остальные страны – 61%). Для достижения желаемого результата компаниям нужно существенно совершенствовать и автоматизировать процессы подготовки отчетности.

Лишь 4% российских участников исследования и 9% респондентов из других стран довольны качеством применяемых информационных технологий. Тридцать пять процентов иностранных компаний используют ERP-технологии с целью удовлетворения некоторых своих потребностей в области управления эффективностью бизнеса, тогда как применительно к российским компаниям этот показатель равен лишь 13%. При этом 12% российских и зарубежных участников опроса заявили, что в их компаниях используются технологии бизнес-анализа (BI-решения). Этот показатель весьма низок с учетом того, что данные технологии начали использоваться уже достаточно давно, а стоимость их внедрения резко упала.

Анастасия Осипова комментирует:

«В области реализации решений по управлению эффективностью деятельности компаний все еще много вопросов – уровень удовлетворенности остается низким в сравнении с значимостью таких решений, что в особенности касается сферы ИТ. Хотя основное внимание по-прежнему сконцентрировано на абсолютных ключевых показателях деятельности, таких как итоговая выручка или прибыль, выживание и процветание компаний в период экономического кризиса во многом определяются тем, насколько быстро и верно существующая модель управления эффективностью деятельности компании позволяет реагировать на меняющиеся экономические условия».
PricewaterhouseCoopers
PricewaterhouseCoopers