Банкам малый бизнес без розницы

30 Октября 2008
Кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) растет быстрее, чем темпы банковских займов для корпоративного и розничного сегментов. Банкирам выгоднее работать с небольшими предприятиями, чем с частными заемщиками (а порой и чем с крупными компаниями). Новые кредитные продукты все чаще ориентированы на МСБ. Опасения, что ипотечные проблемы в США транслируются на россий­ский рынок, только ускорили освоение сегмента.
эксперты
Чаба Зентаи
директор по развитию малого и среднего бизнеса Альфа-Банка
Эдуард Иссопов
член правления ЮниКредит Банка
Сергей Козлов
начальник управления по работе с частными клиентами филиала BSGV в Екатеринбурге
Александр Комаров
директор филиала кредитного брокера «ФОСБОРН ХОУМ» в Екатеринбурге
Наталия Матюнина
старший вице-президент НОМОС-Банка
Алексей Серебряков
руководитель регионального центра «Уральский» КМБ-Банка



Каких займов не хватает небольшим компаниям
Как меняется клиентская база кредитных брокеров
Что общего у банков и мобильных операторов
Банк России подсчитал, что уже в 2007 г. кредитование малого и среднего бизнеса росло быстрее, чем розничное. Небольшие компании (до 100 человек в штате) получили $21 млрд (темпы прироста — 118% за год), средние — $54,1 млрд (65%), а розничных кредитов выдали на $132,1 млрд (61%) (см. «Статистику» на стр. 66). 2008 г. многие банки объявили годом лояльности к МСБ. Они вводили специальные предложения, увеличивали максимальные суммы кредитов (в среднем до 50-70 млн руб.). Стали учитывать положительные кредитные истории, полученные у других кредиторов. Некоторые внедрили пакетные продукты наподобие тарифов мобильных операторов — это наборы банковских услуг, активировав которые можно получить бонус при оформлении кредита.


Но сейчас кредитование развивается в противоречивых условиях. В середине сентября на фоне банкротства американского инвестбанка «Леманн Бразерс» и драмы на отечественном фондовом рынке даже банки-лидеры испытали нехватку свободных средств. Межбанковские займы застопорились. Одновременно стало очевидным, что многие российские банки вынуждены держать на своем балансе пул неликвидных потребительских и ипотечных кредитов, накопленный за последние два-три года.


Стремительному развитию кризиса ликвидности помешали российские финансовые власти, признают банкиры. В частности, Банк России пошел на беспрецедентную меру: разрешил коммерческим банкам высвободить из Фонда обязательного резервирования 4% своих отчислений. Руководство ЦБ пояснило, что это временная мера. Но она позволила комбанкам дополнительно задействовать около 300 млрд руб. Впрочем, кризис продолжается, и, по мнению СЕРГЕЯ КОЗЛОВА, начальника управления по работе с частными клиентами филиала BSGV в Екатеринбурге, он заставит региональные банки пересмотреть кредитные портфели, причем не в пользу розницы. «Все из-за того, что некоторые регионалы с 2006 г. занимались агрессивным кредитованием частных клиентов, мало внимания уделяя качеству заемщиков, — поясняет он. — Теперь же выдавать потребкредиты под 17% годовых или автокредиты под 11% может себе позволить только тот, у кого остался доступ к длинным деньгам. Это банки с участием государственного или иностранного капитала». Малые и средние предприятия становятся более перспективными заемщиками, заключает г-н Козлов.


Любым банкам, которые плотно сидели на рознице, придется оперативно переоценить ситуацию и перераспределить инвестиции внутри своих кредитных портфелей, уточняет АЛЕКСАНДР КОМАРОВ, директор филиала кредитного брокера «ФОСБОРН ХОУМ» в Екатеринбурге.


Заемщики меняют правила

Стандартный набор предложений для малых и средних компаний — это целевые кредиты на приобретение основных средств (вплоть до покупки недвижимости) и пополнение оборотных. Эти продукты есть у всех банков, кто осваивает кредитование МСБ. И в целом предложение соответствует спросу. «Что интересует предпринимателей? Овердрафт, кредитные линии и ссуды на пополнение «оборотки» под залог товара», — перечисляет г-н Комаров. Вывод сделан при анализе заявок от МСБ, поступивших в филиал «ФОСБОРН ХОУМ» (в сентябре кредитный брокер открыл подразделения по работе с малым бизнесом, косвенно подтвердив, что кредитование розницы сдает позиции).


Чем крупнее кредит интересует предпринимателя, тем больше документов ему необходимо собрать. Стандартный набор — это учредительные документы компании, ее бухгалтерская отчетность за два и более предыдущих периода и бумаги, которые напрямую касаются основного бизнеса: договоры с поставщиками, клиентами, документы по аренде, справки о собственности и т. д. Из тех, кто собрал такую стопку и донес ее до банка, отказ получает каждый третий, говорит НАТАЛИЯ МАТЮНИНА, старший вице-президент НОМОС-Банка: «Показатель отказов малым предприятиям — 35%. Сегодня причина большой части отказов — недостоверно представленная информация».


Чаще всего суммы кредитов для МСБ варьируются от 450 тыс. до 10 млн руб., указывают эксперты. Причем банки склонны выдавать краткосрочные займы — на пополнение оборотных средств (до одного года) и покрытие кассовых разрывов (на несколько месяцев). Чтобы воспользоваться долгосрочными инвестиционными кредитами (на три-пять лет), компания должна показать стабильность финансовых потоков или иметь хороший залог. Самые длинные деньги, на срок до десяти лет, выдают в основном под залог недвижимости. По данным ЧАБЫ ЗЕНТАИ, директора по развитию малого и среднего бизнеса Альфа-Банка, 54% кредитных средств в этом сегменте идет на пополнение оборотных средств из-за преобладания торговли в структуре малого и среднего бизнеса. Но другие видят точки роста в компаниях из сферы услуг и производства. АЛЕКСЕЙ СЕРЕБРЯКОВ, руководитель регионального центра «Уральский» КМБ-Банка: «Именно эти предприниматели стали получать больше кредитов», — указывает он.


Малый растущий бизнес, в котором все средства заняты, во многих случаях не соответствует критериям банков. Однако они сами заинтересованы кредитовать МСБ. Поэтому нередко клиентам идут навстречу. Банк учитывает реальное положение дел в компании, а требования официально остаются жест­кими — для подстраховки. Это отсеивает часть предпринимателей: взглянув на условия, они просто не обращаются за ссудами. С другой стороны, в банках появляются персональные менеджеры и целые отделы, которые работают над расширением базы заемщиков из МСБ, разъясняя им напрямую, что в каждом правиле бывают исключения. «У нас есть полный список компаний в Екатеринбурге, с которыми в сегменте МСБ мы в первую очередь хотим работать, — объясняет г-н Зентаи. — Список клиентские менеджеры постоянно прозванивают и стараются встречаться с владельцами бизнеса, если им интересно получить кредит. Причем встречаются не в красивой переговорной банка, а на территории клиента. Чтобы сразу понять, о каких условиях и процентах можно говорить».


По похожей схеме действуют и филиалы других крупных банков. Они используют и сарафанное радио, к которому небольшие фирмы прислушиваются почти так же часто, как розничные клиенты. ЭДУАРД ИССОПОВ, член правления ЮниКредит Банка, рассказывает, что их учреждение сознательно не стало делать ставки на рекламу кредитов для МСБ. «Базы потенциальных заемщиков есть у всех, так что наш филиал приблизительно представляет, кто и как здесь работает, кто что делает. И менеджеры тоже обращаются в компании напрямую, заявляя о себе, — комментирует он. — Но это только одна из мер. Корпоративной рекламы у нас нет. Мы продаем, как продают свои услуги частные стоматологи и прочие врачи. Их клиенты передают из рук в руки, по знакомству».


Ипотека переезжает в офисы

Принципиально новых кредитных продуктов почти нет. В основном банки шлифуют условия старых программ. Из новенького в Екатеринбурге появилась коммерческая ипотека. Одними из первых ее протестировали риэлторы: Уральская палата недвижимости приобрела по ипотечной схеме офис. Ряд продавцов недвижимости считают, что большое будущее — у бизнес-ипотеки. Они наряду с кредитными брокерами готовы поставлять банкам соответствующих заемщиков. Однако большинство опрошенных экспертов полагают: в ближайшие годы ипотека коммерческой недвижимости не получит широкого распространения.


По условиям новый продукт похож на ипотеку для физлиц, но купленные квадратные метры необходимо использовать в коммерческих целях, а бумажной работы здесь больше, чем при частном займе. Анализ заемщика делают на основе реальной работы бизнеса (срок принятия решений по кредитам — 21 день). Помимо бумажных барьеров приходится сталкиваться с законодательными. К примеру, по закону нельзя оформить закладную на недвижимое имущество прежде, чем заключили сделку купли-продажи.


В ближайшее время Госдума обещает поправить нормативные акты, а пока лишь КМБ-Банк тестирует в Свердлов­ской области ипотечный продукт. В целом по России работают с бизнес-ипотекой единицы кредитных учреждений (Абсолют Банк, ОТП Банк, КБ «Белон»), а большинство считает ее риски слишком высокими. «Для каждого банка важен не предмет залога, а финансовое состояние и перспективы бизнеса, — поясняет г-н Иссопов. — Заложить можно любой сарай, который денег не приносит, а нужно, чтобы клиент был платежеспособен».


К сожалению, констатируют и другие эксперты, сейчас нет простого способа приобрести через банк офис или магазин. В прежних предложениях по кредитованию много ограничений, а развивающиеся направления вроде лизинга недвижимости пользуются невысоким спросом. Однако в специализации кредитов Александр Комаров видит признак того, что рынок развивается: «Раньше банки давали нецелевую ипотеку — необязательно было сообщать о целях использования помещений, и предприниматели этим пользовались. Сегодня кредиторы прикинули: зачем давать дешевые деньги на 15 лет, когда можно дать подороже на три-пять лет и под конкретные цели».


Имидж стал дороже кредита

2008-й считается годом удорожания всех видов банковских ссуд. Полная стоимость кредитов с учетом всех платежей и комиссий выросла примерно на треть (рублевый заем сроком на полтора-два года стоит 20-25% годовых). С середины сентября многие банки объявили о росте процентных ставок на 1-2 пункта. Г-жа Матюнина отмечает, что в целом небольшие предприятия могут рассчитывать на ставку 16-19% годовых по рублевым кредитам. «Средняя ставка зависит от макроэкономических факторов, ситуации на международных финансовых рынках и состояния финрынка России, поэтому я могу говорить лишь о дейст­вующих ставках ведущих банков, занимающихся кредитованием малого бизнеса», — подчеркивает она.


Г-н Серебряков утверждает: скоро банки будут конкурировать не за счет условий обслуживания, а за счет брендов. Рационально выбирать среди десятков кредитных учреждений с примерно одинаковыми предложениями и ставками заемщику уже сложно. Поэтому банки начинают играть на эмоциях. Несколько лет назад так поступили мобильные операторы, проводя ребрендинг. «Здесь почти то же. Ставки и банковские технологии уже не играют большой роли: они сейчас везде примерно одинаковы, — убежден Алексей Серебряков. — Можно сказать, все уже строится на образе банка».


Для консервативных банкиров обновление бренда — слишком серьезный шаг. Но заказать креативную рекламную кампанию, поиграть с оформлением операционных залов и натренировать линейных менеджеров на улыбку — вполне доступные способы освежить впечатления заемщиков. А обновление брендов в 2008 г. спровоцировали акционеры банков. Два уральских финансовых учреждения сменили название. Банк «Драгоценности Урала» взял имя нового акционера и стал Русь-Банк-Урал. Мечел-банк готовится к переименованию в «Монетный дом» — эксперты считают, что это в том числе способ избавиться от ассоциаций с горнодобывающей компанией, которую за экспортную политику раскритиковал премьер Владимир Путин. КМБ-Банк название не менял, но отстроился от конкурентов цветом по образу итальянского акционера Intesa Sanpaolo. «Мы сделали ставку на европейский имидж: открытое пространство зала, деление на яркие цветовые зоны. Новые офисы в Екатеринбурге у нас один в один как в Милане», — говорит г-н Серебряков.


Клиенты скрывают юрлицо

Чаба Зентаи подчеркивает: кредитование МСБ сохраняет высокие темпы роста, но девять из десяти небольших компаний предпочитают банковским займам частные. Главные причины — «серость» малого бизнеса и низкая финансовая грамотность предпринимателей. Иногда другого выхода действительно нет, например, если потенциальный заемщик работает в сфере, пользующейся повышенным вниманием проверяющих органов.


Банки видят в инспекциях особый риск. Малые фирмы вынуждены действовать в тех же условиях, что и флагманы. Но холдинг нескольких одновременных проверок просто не заметит, а небольшой бизнес они способны погубить. «У нас есть клиент, который однажды на три недели просто перестал работать: у него шла проверка налоговой плюс еще три разных ревизии. Несколько госорганов посетили его одновременно», — приводит пример топ-менеджер Альфа-Банка. «Белые» предприятия проходят проверки стабильнее, еще и по этой причине банкиры предпочитают их.


Владельцам бизнеса часто остается оформлять кредит на себя, а не на свое юридическое лицо, просто чтобы по­скорее получить деньги. Есть и обратная ситуация. В кредитных заявках для малого и среднего бизнеса ряд банков допускают назначение кредита «на личные цели».


Однако обстоятельства складываются в пользу кредиторов. Эксперты перечисляют сразу несколько факторов. Под давлением налоговиков предприятия выводят обороты из тени. Банки ужесточают условия розничных займов и одновременно переориентируются на МСБ. Идея кредитных кооперативов, выдающих короткие и беззалоговые ссуды, фактически не воплощена. Поэтому в ближайшие годы банки освоят кредитование небольших компаний, как освоили розницу. Финансовый кризис способен лишь задержать, но не остановить этот процесс.
Татьяна Апрельская
журнал "Деловой квартал"
8 (343) 212-08-41,
dk@apress.ru