Новый закон содержит коррупционную составляющую; Необходимо ли создание нового силового ведомства?

26 Декабря 2011
С 1 января судебные приставы будут вправе задерживать неплательщиков. Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» добавляет судебным приставам полномочий. Но эксперты сходятся во мнении: последствия от принятия данного нормативного акта не однозначны.

Ранее процедура взыскания долгов занимала от 2 месяцев и больше. Исполнительный лист, выдаваемый судом, поступал в федеральную службу судебных приставов (ФССП), после чего в течение 5 дней должнику предлагалось погасить задолженность добровольно, приставу же отводилось на все про всё 2 месяца. Если должник не являлся на прием к приставу для беседы, представитель ФССП мог обратиться в полицию для осуществления беседы в принудительном порядке. Но даже в этом случае пристав не обладал полномочиями по задержанию должника: неплательщика, предупредив об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ, отпускали в конце рабочего дня.

«Если пристав-исполнитель за отведенные два месяца не находил должника или его имущество, писался соответствующий акт и рапорт. Затем дело об исполнительном производстве передавалось в МВД, где дознаватель, обнаружив признаки преступления, возбуждал уголовное дело, после чего выносил постановление об объявлении в розыск и аресте должника. То есть раньше прав по задержанию должника у приставов не было: можно было только предупредить о 2 годах тюрьмы в случае неповиновения по статье 315 УК РФ», – говорит Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис».

С 1 января 2012 законодатель предоставляет приставам право задерживать должников самостоятельно. По сути, должник теперь может быть заключен под стражу, если приставу придется не по душе тон, в котором с ним разговаривали… Кстати, до сих пор не известен точный порядок задержания, не известно какое ведомство будет осуществлять надзор за деятельностью ФСПП и оценивать правомерность действий. «Поэтому такие изменения в законодательстве могут стать рычагом для эффективного запугивания должника, – с одной стороны. С другой – подобный «рычаг» может послужить причиной для проявления коррупции, как в интересах должника, так и в интересах взыскателя. Плюс, у недобросовестных взыскателей и коррумпированных судебных приставов может возникнуть соблазн оказать давление, например, на должника-предпринимателя посредством новой нормы закона», – утверждает Артем Денисов.

О коррупционной составляющей говорит также тот факт, что в законе не установлена новая норма по содержанию арестованного в порядке взыскания движимого имущества. Если раньше имущество до оценки и реализации хранилось непосредственно у должника, то теперь пристав-исполнитель вправе передать арестованное имущество взыскателю или даже либо третьим лицам.

Кроме того, по новым нормам, приставы получат доступ к банковской информации должников и к их кредитным историям. Ранее это считалось банковской тайной, а теперь банк приставам не только отказать не может, но даже обязан приостановить платежи.

Юридическое сообщество сходится во мнении: правовая ситуация в России не совершенна, поэтому наделять ФСПП бесконтрольными полномочиями по типу “имущество отобрать, а должника – закрыть”, безрассудно. Поэтому, в связи с принятием ¹ 389-ФЗ, возникает ощущение о формировании нового силового ведомства, при этом кто будет осуществлять контроль над ним пока не ясно.
пресс-центр
ЮК