Глава фонда Icon Private Equity Кирилл Дмитриев: «Напрямую через лес»

31 Августа 2012
Почти каждый месяц в России создается новый фонд прямых инвестиций. Далеко не всем им удастся дожить до конца года: управляющие не всегда обладают необходимым опытом, между тем даже малейшая ошибка может лишить команду менеджеров фонда доверия инвесторов.

В последние два года организация в России фондов прямых инвестиций (private equity) стала рядовым событием. С 2006 года было создано не менее полутора десятков фондов с капиталом более $100 млн. Рrivate equity стали "модной темой". Как отмечает генеральный директор компании "Универ Менеджмент" Виктор Шахурин, инициаторами их создания сегодня могут выступать крупные холдинги, делающие это для стимулирования развития родственных бизнесов, инвестгруппы, которые диверсифицируют линейку предлагаемых клиентам продуктов, и отдельные предприниматели, рассчитывающие на более высокие доходы от альтернативных вложений. "Благоприятная экономическая ситуация, политическая стабильность создают условия для инвестиций вообще и прямых в частности, – поясняет генеральный директор UFG Private Equity Дмитрий Хилов. – При этом инвестиции на ликвидном рынке в 2007 году были не очень привлекательны с точки зрения доходности, что и обусловило интерес к потенциально более доходным прямым инвестициям". Среди новых структур подобного рода – зарегистрированный в сентябре фонд Icon Private Equity с капиталом в $1 млрд. Icon сразу же вошел в тройку работающих в России крупнейших фондов прямых инвестиций наряду с Baring Vostok Capital Partners и Troika Capital.

Карьера инвестора

Основатель фонда Icon Кирилл Дмитриев начинал свою карьеру в консалтинговой компании McKinsey, затем работал в инвестбанке Goldman Sachs и в российской компании – системном интеграторе IBS. Его переход в сферу прямых инвестиций произошел по инициативе действующего в России американского инвестфонда Delta Private Equity. Чем Кирилл Дмитриев привлек внимание фонда? Сам Дмитриев объясняет это своим образованием и опытом работы: уроженец Киева, он закончил экономический факультет Стэнфордского университета и Гарвардскую школу бизнеса. В 2002 году к Дмитриеву, бывшему тогда заместителем главы IBS, пришли представители Delta с предложением создать свою ИТ-компанию, которую фонд брался профинансировать.

Это предложение Дмитриев не принял – во-первых, такой ход был бы некорректен по отношению к работодателю, а во-вторых, Дмитриев не стремился связать свою карьеру исключительно с этим сектором. Однако Delta решила заполучить Дмитриева любой ценой: вскоре менеджеру предложили работу в фонде. Совершив ряд успешных сделок, Дмитриев вскоре стал соуправляющим партнером Delta Private Equity.

Бизнес фонда Delta развивался вполне успешно: по словам Дмитриева, с 2005-го по 2007 год прибыль фонда на свои инвестиции составляла 200% годовых. И, тем не менее, российский партнер считал, что не все возможности используются в рамках принятой в Delta бизнес-модели. В частности, инвестиции Delta в один проект находились в диапазоне от $10 млн. до $30 млн., что позволяло фонду не конкурировать с крупными российскими и международными финансовыми группами. Кроме того, Delta ограничивалась почти исключительно российскими проектами.

Кирилл Дмитриев видел возможность осуществлять более масштабные и более агрессивные инвестиции, причем не только в России, но и в других странах СНГ. Однако такое "перепрофилирование" могло бы не устроить инвесторов Delta. Поэтому у Дмитриева возникла идея сформировать отдельную команду и найти для нее новых инвесторов. Работа над созданием нового фонда началась в начале 2007 года, а в сентябре был зарегистрирован Icon. В качестве стартового капитала в него был вложен только опыт его создателя по реализации успешных сделок в рамках Delta. Частные инвесторы уже доверили Icon около $1 млрд. При этом создание собственного фонда не привело к разрыву Дмитриева с Delta Private Equity – он сохранил там статус соуправляющего партнера, а Delta получила право соинвестировать во все проекты Icon. Такая схема, по словам главы Icon, исключила конфликт интересов, а Delta получила возможность использовать Icon в качестве "ледокола", который прокладывает дорогу к новым проектам.

Между Москвой и Киевом

Работа с проектами в Icon уже идет, однако на момент написания статьи фонд еще официально не объявлял ни об одной сделке. По неофициальным данным, в украинские проекты Icon собирается вложить около $400 млн., в России – $800 млн. В деловой прессе уже появлялась информация, что интересы Icon распространяются на украинский «Дельта-банк», в бумаги которого Дмитриев намерен вложить более $100 млн. Однако Кирилл Дмитриев предпочел не комментировать эту информацию.

Что касается российских планов, то известно, что Icon собирается сосредоточить свои интересы прежде всего в области высоких технологий, медиа, ритейле и в финансовом секторе. Фонд находит компании с большим потенциалом роста, которые через пару лет могут стать лидерами рынка, затем выстраивает структуру корпоративного управления и повышает финансовую эффективность, а через 3-5 лет продает их стратегическим инвесторам. Сегодня, к примеру, рассматриваются планы по скупке 4-5 благополучных, но небольших региональных банков, которые могли бы вместе образовать крупный федеральный банк, входящий в первую сотню. На это может быть потрачено около $300 млн.

"Все ожидают вступления России в ВТО. Западные банки обязательно сюда придут. Icon уже сейчас готовит площадку к появлению западных банков, он консолидирует банковские активы и перепродаст их на 90% западным игрокам уже по солидной цене", – комментирует эти планы генеральный директор компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян. Стоит заметить, что опрошенные "Ко" эксперты считают консолидацию региональных банков, как минимум, рискованной. "Намерение создать и финансировать крупный федеральный банк на базе региональных – проект амбициозный, но крайне рисковый, его успех будет определяться не только динамикой развития самого сегмента, но и степенью профессионализма управленческой команды", – считает Виктор Шахурин из "Универ Менеджмент".

"Фонд входит в тройку крупнейших в России и обладает амбициозным и профессиональным менеджментом, – рассуждает директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк, – но он намеревается направить на скупку региональных банков до 30% активов, чтобы построить на их основе крупный банк федерального масштаба, а это задача не из легких. Консолидация региональных банков – трудный процесс, и для этого фонду потребуется хорошая операционная команда. Решение же вопросов, связанных с инфраструктурой, проблемами и менеджментом купленных банков, – задача очень затратная и рискованная".

Помощь деньгами и советами

Главная часть работы фонда – поиск и анализ перспективных бизнес-проектов. В Icon работают 20 сотрудников, а для того чтобы дать заключение о перспективности проекта, обычно нужны усилия трех экспертов в течение примерно двух месяцев. С такой "пропускной способностью" Icon способен осуществлять 5-6 сделок в год.

В одну сделку из своих средств Icon собирается вкладывать от $50 млн. до $150 млн., однако реальные объемы вложений могут быть еще больше, поскольку фонд намерен инвестировать также за счет заемных ресурсов. Стандартной является схема, когда крупный банк дает фонду кредит под залог акций той компании, в капитал которой фонд собирается войти. Таким образом, инвестиции Icon в один проект могут достигать $300-400 млн. Банки предоставляют подобные кредиты под повышенный процент, но инвестфонды все равно идут на это, поскольку надеются на еще большие прибыли. Заходя в проект, фонд рассчитывает, что за 3-4 года стоимость финансируемой компании увеличится в несколько раз, после чего можно будет выйти из бизнеса.

По оценке Дмитриева, примерно две трети проектов их инициаторы приносят в фонд сами – обычно по рекомендации тех людей, кто знает Icon и его руководителя. Остальные проекты предлагают сотрудники фонда после анализа рынка и поиска наиболее быстроразвивающихся компаний. Иногда Icon приходит в молодой проект просто с предложением проинвестировать в него определенную сумму, но обычно фонд предлагает не только деньги, но и бизнес-идею, а также помощь в ее реализации. Например, работая с компанией-ритейлером, фонд может помочь в объединении всех принадлежащих ей зданий в единый актив, который затем продается – чтобы магазины остались в этих зданиях как арендаторы, а сеть получила ресурсы для своего развития.

Степень участия инвестфонда в бизнесе финансируемого предприятия – вопрос дискуссионный. Большинство опрошенных "Ко" экспертов считает, что управление бизнесом – дело менеджмента, а фонд должен ограничиваться только вопросами стратегии. "Команда управляющих фондами прямых инвестиций, скорее, отвечает не за оперативное управление, а за оперативный контроль. Если что-то идет не так, то задача профессионального управляющего довольно быстро среагировать и внести изменения. Например, в менеджмент предприятия. Непосредственно оперативным управлением проекта занимается менеджмент самого предприятия", – считает, например, генеральный директор компании "ВТБ Управление активами" Алексей Шкрапкин. Однако Кирилл Дмитриев уверен, что в России фонды прямых инвестиций должны достаточно плотно участвовать в управлении бизнесами, принимая решения по ключевым проблемам. Для этого эксперты фонда могут использовать собственный опыт и креативность или приглашать внешних консультантов. Как показывают последние исследования агентства Dow Jones, публичные компании, в капитале которых участвуют фонды прямых инвестиций, обычно показывают более высокие финансовые результаты. И это объясняется в том числе тем, что, войдя в капитал компании, они оказывают ей финансовую и консалтинговую помощь.

С опытом и без

"Прямые инвестиции – это жесткий бизнес, – говорит Кирилл Дмитриев. – Пока ты проводишь успешные сделки, у тебя хорошая репутация, тебе дают деньги. Но если ты терпишь неудачу, тебе денег никто не даст. Либо ты постоянно достигаешь успехов, либо ты не присутствуешь в этом бизнесе. Ссылаться на объективные причины здесь нельзя". История успешных сделок – главный капитал, которым располагает команда менеджеров, управляющая фондом прямых инвестиций. На Западе создатель фонда должен иметь опыт успешного руководства подобными фондами в прошлом. Однако в нашей стране инициаторами создания фондов прямых инвестиций становятся вышедшие из бизнеса предприниматели, менеджеры крупных корпораций и даже бывшие чиновники.

"Зачастую топ-менеджеры крупных компаний, имеющие достаточные свободные средства, ищут возможности для их выгодного вложения и приходят именно к такой форме", – констатирует директор казначейства Евразийского банка развития Сергей Елагин. "В России, как правило, инциаторами создания подобных фондов являются предприниматели, заработавшие деньги и ищущие новые сферы их применения. Часто для инвестирования ими привлекаются другие партнеры", – отмечает Дмитрий Хилов из UFG Private Equity. Многие из создателей новых фондов не могут предъявить длительную историю осуществления успешных сделок с последующим выходом из бизнеса. Поэтому, по мнению Кирилла Дмитриева, время все расставит на места: произойдет отбор, и успешной окажется, может быть, только пятая часть из создаваемых на наших глазах фондов. В любом случае в России будет сформирована своя собственная индустрия фондов прямых инвестиций. Однако пока она будет набираться опыта, акционерам придется платить за "уроки" собственными деньгами.
Сергей Николаенко
Версии
Версии