Рынок кредитного брокериджа России

7 Июля 2011
Основные характеристики рынка кредитного брокериджа России

В российской экономике в настоящее время наблюдаются достаточно устойчивые процессы посткризисного восстановления, сохранение которых ожидается и в среднесрочной перспективе. Так, в сегментах корпоративного и розничного кредитования укрепилась тенденция роста абсолютных показателей, характеризующих объемы предоставляемых кредитов.
Позитивная динамика развития рынка кредитования оказывает положительное влияние на рост рынка кредитного брокериджа. При этом рынок кредитного брокериджа имеет свои специфические характеристики. Например, деятельность кредитных брокеров в России не лицензируется, поэтому судить об объемах рынка можно лишь по экспертным оценкам и данным самих компаний. В соответствии с ними, в 2007 году в Москве и Санкт-Петербурге действовало порядка 100—150 компаний и до 400 — по России, в 1-м квартале 2011 года — около 4 000 компаний по всей стране.
За период с 2006 по 2010 гг. более половины рынка кредитного брокериджа в сегментах потребительского кредитования занимал ипотечный брокеридж. В 2006-2008 гг. доля данного сегмента составляла 60-70%, другие 30-40% делили автокредитование и кредиты наличными.
В 2009 году со стороны клиентов брокерских компаний было зафиксировано снижение доли ипотечного кредитования и проявление интереса к кредитным картам.
По оценкам компании «Кредитный и финансовый консультант», в 2010 году произошло значительное изменение структуры российского рынка кредитного брокериджа в сегменте потребительского кредитования. Так, двукратный рост продемонстрировал сегмент кредитования наличными и пятикратный рост — сегмент кредитных карт. При этом в 2010 году в сегменте кредитного брокериджа значительно сократилась доля ипотечного кредитования.
В течение последних 5 лет происходит снижение размеров комиссий за услуги брокеров: если в 2005 году комиссия за организацию автокредита могла составить 20%, то в начале 2-го квартала 2011 года такая комиссия в среднем по рынку составляет 2%.
Помимо процентной составляющей размер комиссии в ряде случаев имеет ограничение по сумме. Например, в начале 2-го квартала 2011 года клиенты кредитного брокера «Независимое Бюро Ипотечного Кредитования» оплачивают услуги компании в размере 2% от суммы кредита, но не менее 24 900 руб. При этом размер комиссии в рублях варьируется в зависимости от региона присутствия компании.

Ипотечный брокеридж

Ведущим сегментом рынка кредитного брокериджа является ипотечный брокеридж. Активному развитию данного сегмента способствуют такие факторы, как высокий потенциал роста ипотечного рынка России и сложность ипотеки как кредитного продукта, что увеличивает потребность в услугах брокеров, специализирующихся в сфере ипотечного кредитования.
С середины 2000-х годов рынок ипотечного брокериджа демонстрировал рост. В 2006 году доля ипотечных сделок, проведенных с помощью брокеров, составляла около 7—9%, в 2007 году — по разным оценкам, от 15 до 30%.
Ипотечные брокеры отмечают, что самым сложным для них был период с сентября по декабрь 2008 года, когда абсолютное большинство банков перестали выдавать кредиты — в том числе уже одобренным заемщикам. В целом, по оценкам экспертов, рынок кредитного брокериджа за кризисный период сократился в 3—4 раза.
По прогнозам генерального директора «Независимое Бюро Ипотечного Кредитования» Евгении Таубкиной, в 2011 году рубеж 500 млрд. выданных ипотечных кредитов будет преодолен. Для сравнения: в 2010 году было выдано 378,9 млрд., в 2009 году — 152,5 млрд., по данным АИЖК. Соответственно с ростом общих объемов выдачи ипотечных кредитов растет и доля кредитов, выданных с помощью ипотечных брокеров.
По прогнозам аналитиков, объем сделок на рынке жилого ипотечного кредитования (около 50% кредитного брокериджа в 2015 году) с участием брокеров в России составит не менее 400 млрд. руб. в год.

Анализ текущего предложения на рынке кредитного брокериджа России

Исследование компании AnalyticResearchGroup, проведенное в апреле—мае 2011 года методом «тайного покупателя», показало, что более 40% кредитных брокеров представлены в Москве – чаще всего это головные офисы компаний. Треть игроков рынка имеют филиалы в Московской области.
В Санкт-Петербурге расположены головные офисы или филиалы 14,8% компаний, а 13% компаний имеют представительства в других регионах России.
Наиболее часто компании – кредитные брокеры предлагают такие услуги, как потребительское кредитование под залог и ипотеку (14,8% и 14,5% соответственно). Несколько реже встречаются предложение по кредитованию малого и среднего бизнеса и потребительскому кредитованию без залога (по 13,3% исследованных компаний). Наименее популярны автоломбард и предложение юридических услуг (3,0% и 2,1% соответственно).
В целом, результаты исследования проиллюстрировали заметную закрытость сегмента кредитного брокериджа России – по многим ключевым вопросам, таким как возможные размеры кредитования, процентные ставки, представители компаний в ходе телефонных переговоров предоставляли лишь общую информацию.