Платки с душой

9 Февраля 2012
Оренбуржье… Уже в самом слове слышится завывание степного ветра, видятся безбрежные холмистые просторы. На первый взгляд степь не ласковая. Зимы тут холодные, но это полбеды. Ветер - вот беда. Не знаешь, где от него спрятаться, он совершенно бесстыдно забирается под одежду, промораживает до самых костей, режет щеки, словно хочет располосовать их на куски. А летом солнце палит: земля выгорает до монохромного бурого цвета, бесчисленные реки высыхают, обнажая каменистое безжизненное дно, даже небо теряет свой цвет и становится обморочно-бледным. Не скрыться… Но если не торопиться с выводами, а приглядеться получше, да пообщаться с народом, да поколесить по грунтовым дорогам между холмами и деревеньками, одинокими деревцами и полями, беременными пшеницей, то начинаешь замечать, что этот край прекрасен. Суров, но прекрасен! И готов принять любого с терпением немногословного, малоулыбчивого, но доброго хозяина. И эта холмистая степь западает в душу. Навсегда.
Почему сложилось, так что именно в этом безбрежном, мало заселенном крае обычное женское рукоделие - вязание, превратилось в искусство? Да искусство. Не иначе. Ответ на этот вопрос одному Богу известен. Вяжут, в общем-то, везде, но именно оренбургские пуховые платки стали брендом известным по всему миру. Мы же можем лишь гадать о том, почему так случилось. На самом деле у этнографов и историков еще много работы, ведь до сих пор никто так внятно и не объяснил, от чего зародилось в народе искусство вязания узорчатых оренбургских пуховых платков.
Есть какие-то легенды о первой вязальщице, чьи платки, мол, сама Екатерина носила. В общем-то, нет ничего удивительного в том, что императрица носила платок из козьего пуха. Напротив, это очень даже понятно, стоит только вспомнить балтийские промозглые зимы и сквозняки, шуршащие по анфиладам Зимнего. Но из ниоткуда мастерство не берется. Значит и у этой первой мастерицы должна быть наставница, либо она выросла среди уже сложившейся традиции ажурной вязки. Получается, что и она не первая. В легендах всегда так, изукрасят, вывернут факт, да так что от него самого ничего и не останется.
Говорят, что вязать узорчатые платки начали казачки. То есть, женщины местных кочевых племен издавна вязали платки из козьего пуха, а вот пришлые казачки стали вязать узорчатые платки. Но кто такие казачки? Из какого теста они слеплены? Оренбургское казачество было неоднородным, оно включало в себя и вольных уральских и уфимских казаков, и русских, и украинцев, и татар, и башкир, и даже казахов. Все они не только по-разному верили, но и жили, и общались, и устраивали свой быт. Это были люди разных культур, которые оказались в новом для себя месте. По большому счету они между собой и не общались, ведь степь огромна, расстояния между селами измеряются днями пути, да и традиции ни одного из этих народов не приветствуют тесное общение с чужаками. Общим было лишь то, что все они оказались тут не по своей воле, а указом Его Императорского Величества, да еще, пожалуй, жизнь полная опасности.
В общем-то, не сложно понять, о чем думала казачка, будь она русская или татарка, когда вязала «пуховки» для своих родных. Скорее всего, думала она о том, как уберечь их не только от мороза, но и от несчастного случая, от огня, меча, стрелы. Стоит заметить, что в те времена пуховые платки носили не только женщины, но и мужчины-воины. И думается, что самые первые узоры вывязывались из пуха с одной единственной целью – уберечь своих любимых от бед. Конечно! Это были именно обереги. Что может быть проще? Нужно сделать своего мужчину частью этой неуютной степи, а степь примет его за своего и не даст в обиду.
Приглядитесь, вот в этом узоре слышна заунывная песня ветра, а в этом знойный звон степи, вот след от невидимого дикого зверя, а вот оперение степной птицы. Есть и травы, и ягоды, и ветка дерева и морозный узор не успевший стаять с оконного стеклышка. Но женщины тот еще народ, - увлекающийся, им стоит только начать, а потом во вкус войдут и не остановишь. Очень скоро пуховый узор приобрел ценность сам по себе и, конечно же, появились мастерицы-вязальщицы, женщины с хорошим вкусом и золотыми руками, они то и превратили ремесло в искусство. Да и пуховые платки остались лишь в женском гардеробе...
Постепенно пуховый узор приобретал все более и более утонченные изысканные формы, но при этом терял свой первоначальный обережный смысл. Хотя думается, что до сих пор, вывязывая изящный узор из тончайшего пуха, мастерица вкладывает в него куда больше чем просто желание создавать красоту, гораздо больше. И сегодня оренбургский пуховый платок, будь то теплая шаль, ажурная паутинка или невесомый палантин, не только согреет и украсит свою владелицу, но и защитит от беды, от болезни, обережет от злобы и зависти. Именно поэтому так ценятся платки ручной работы, ведь в каждой из них прячется частичка живой человеческой души, живой человеческой любви.