LegalDesign как юридическая философия нового времени: инструменты, кейсы, сферы применения
30 Июня 2022
В рамках Петербургского международного юридического форума состоялась сессия «Эстетика Legal Design: актуальные достижения».
Спикеры сессии обсудили «трудности юридического перевода» для разных групп пользователей, рынок LegalTech-решений и применение подхода LegalDesign.
Новая экономико-правовая реальность требует применения инновационных подходов для выстраивания юридических процессов и правовой коммуникации. Какая формула юридического дизайна в России? Кто бенефициары и целевые пользователи подхода? Какие инструменты LegalDesign уже использует государство и бизнес?
«В государственной и бизнес-сферах уже успешно реализован не один проект с использованием подхода LegalDesign. Так, Счетная палата создала обучающий канал “Понятный язык”, ФАС выпустил довольно интересный гайд “Все о конкуренции в вопросах и ответах”, где были использованы визуальные элементы и структурно новая подача сложной информации. Бизнес перенимает опыт и применяет инструменты подхода для построения внутренней и внешней правовой коммуникации», — открыла дискуссию генеральный директор компании LegalPics Мария Дорошенко.
Советник председателя Общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» Максим Прокш отметил, что в условиях большого информационного потока важно найти общий язык документов с разными адресатами: сотрудниками компании, предпринимателями и судьями.
«Визуализация — это тот точный и быстрый инструмент донесения информации, который понятен и близок всем. Оптимизация времени — экономия денег», — отметил спикер в своем выступлении.
В рамках юридических и бизнес-процессов LegalDesign применим для внутренних документов, в частности для комплаенса. По мнению руководителя направления международного права и комплаенса АО «Фаберлик» Дениса Примакова, комплаенс и юридический дизайн имеют много точек пересечения, их функции — образование, мотивация и информирование. «Комплаенс — это 90% коммуникаций, культуры и 10% техники», — подчеркнул Денис Примаков в своем выступлении.
Налаженная и быстрая коммуникация «юрист — сотрудник» способна снизить трансакционные издержки. Руководитель практики операционной деятельности группы HeadHunter Татьяна Нечаева рассказала, как компании удалось переработать внутренние документы с помощью подхода LegalDesign и сократить время на разъяснение сложной юридической информации сотрудникам. Она отметила важность обратной связи от сотрудников и возможный эффект сарафанного радио, которого удалось достичь с помощью выбора точного дизайн-решения для целевой аудитории.
«Нам нужно было объяснить простые вещи для юриста, но сложные для других сотрудников. Наша корпоративная культура требует от юридического департамента, чтобы мы были понятными и четкими. Юридический дизайн — не просто красивая история, а важный шаг к доверию сотрудников», — отметила Татьяна Нечаева.
Помимо инструментов визуализации на сессии говорили о навыке legal writing, который помогает точно и корректно упаковывать и доносить юридическую информацию с сохранением правового смысла. Навык применим как для составления договоров, так и для процессуальных документов.
«LegalDesign в судах — яркий пример комбинации разных методов для грамотного донесения своей позиции за короткое время. Необходимо применять инструменты, которые позволяют быстрее “читать” без потери правового содержания: legal writing, инфографика и др.», — отметил руководитель направления цифрового права компании LegalPics Мирза Чирагов в разговоре о применимости подхода в суде.
В завершение сессии Мария Дорошенко отметила первоочередность юридической экспертизы, функциональную направленность подхода и важность выбора нужного дизайн-решения под запрос целевого пользователя.
Спикеры сессии обсудили «трудности юридического перевода» для разных групп пользователей, рынок LegalTech-решений и применение подхода LegalDesign.
Новая экономико-правовая реальность требует применения инновационных подходов для выстраивания юридических процессов и правовой коммуникации. Какая формула юридического дизайна в России? Кто бенефициары и целевые пользователи подхода? Какие инструменты LegalDesign уже использует государство и бизнес?
«В государственной и бизнес-сферах уже успешно реализован не один проект с использованием подхода LegalDesign. Так, Счетная палата создала обучающий канал “Понятный язык”, ФАС выпустил довольно интересный гайд “Все о конкуренции в вопросах и ответах”, где были использованы визуальные элементы и структурно новая подача сложной информации. Бизнес перенимает опыт и применяет инструменты подхода для построения внутренней и внешней правовой коммуникации», — открыла дискуссию генеральный директор компании LegalPics Мария Дорошенко.
Советник председателя Общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» Максим Прокш отметил, что в условиях большого информационного потока важно найти общий язык документов с разными адресатами: сотрудниками компании, предпринимателями и судьями.
«Визуализация — это тот точный и быстрый инструмент донесения информации, который понятен и близок всем. Оптимизация времени — экономия денег», — отметил спикер в своем выступлении.
В рамках юридических и бизнес-процессов LegalDesign применим для внутренних документов, в частности для комплаенса. По мнению руководителя направления международного права и комплаенса АО «Фаберлик» Дениса Примакова, комплаенс и юридический дизайн имеют много точек пересечения, их функции — образование, мотивация и информирование. «Комплаенс — это 90% коммуникаций, культуры и 10% техники», — подчеркнул Денис Примаков в своем выступлении.
Налаженная и быстрая коммуникация «юрист — сотрудник» способна снизить трансакционные издержки. Руководитель практики операционной деятельности группы HeadHunter Татьяна Нечаева рассказала, как компании удалось переработать внутренние документы с помощью подхода LegalDesign и сократить время на разъяснение сложной юридической информации сотрудникам. Она отметила важность обратной связи от сотрудников и возможный эффект сарафанного радио, которого удалось достичь с помощью выбора точного дизайн-решения для целевой аудитории.
«Нам нужно было объяснить простые вещи для юриста, но сложные для других сотрудников. Наша корпоративная культура требует от юридического департамента, чтобы мы были понятными и четкими. Юридический дизайн — не просто красивая история, а важный шаг к доверию сотрудников», — отметила Татьяна Нечаева.
Помимо инструментов визуализации на сессии говорили о навыке legal writing, который помогает точно и корректно упаковывать и доносить юридическую информацию с сохранением правового смысла. Навык применим как для составления договоров, так и для процессуальных документов.
«LegalDesign в судах — яркий пример комбинации разных методов для грамотного донесения своей позиции за короткое время. Необходимо применять инструменты, которые позволяют быстрее “читать” без потери правового содержания: legal writing, инфографика и др.», — отметил руководитель направления цифрового права компании LegalPics Мирза Чирагов в разговоре о применимости подхода в суде.
В завершение сессии Мария Дорошенко отметила первоочередность юридической экспертизы, функциональную направленность подхода и важность выбора нужного дизайн-решения под запрос целевого пользователя.