Инклюзия в действии: как институты гражданского общества борются за доступную среду

6 Декабря 2022
Что делается и что еще нужно сделать для того, чтобы российское общество стало по-настоящему инклюзивным обсудили общественники 3 ноября, во второй день работы форума «Сообщество», на секции ««Инклюзивное общество. Повышение качества жизни людей с инвалидностью». Представители третьего сектора рассказали о своей работе и проектах в направлении создания равноправного общества, а также о проблемах, которые возникают на этом пути.
О том, как в идеале должно выглядеть такое общество, сообщила Диана Гурцкая, председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик.
«Состояние общества – важная тема для людей с инвалидностью. Инклюзия должна быть в досуге, отдыхе, образовании, городской среде, а также в общении людей», – прокомментировала председатель. «Построить такое общество по щелчку пальцев невозможно. Подходить к вопросам построения доступного общества необходимо с разных сторон. Да, мы многое делаем, но важно задавать себе вопрос: «что еще могут сделать институты гражданского общества для людей с инвалидностью»».
Несмотря на все усилия третьего сектора застройщики не торопятся строить дома с учетом всех потребностей людей с инвалидностью и маломобильных граждан. Для последних по-прежнему большой проблемой остается перемещение по городу, вход в здания учреждений и ТЦ. На эту проблему обратила внимание участников секции Ирина Горбатых, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам.
«Невероятно тяжело слышать от застройщика в ответ на указание на отсутствие доступной среды: «мы предполагали, что люди с инвалидностью сюда не будут ходить», – возмутилась Ирина Горбатых. «Мы должны делать акцент на воспитание общества и подготовку соответствующих специалистов. Обществу нужно понимать – люди с инвалидностью должны иметь возможность зайти куда угодно. Доступная среда обязана присутствовать на рабочих местах, в образовании, в создании семьи. Также остается проблема жилья. Многие здания сделаны без учета доступа для людей с инвалидностью. Все новое жилье должно быть с учетом доступности. Тогда будет полноценная активная жизнь, которой должны жить наши граждане. Когда мы создаем пространство, то создаем правила жизни, по которым живем. Если мы создали пространство для игры, то все дети будут играть в одной песочнице. Создавая условия, мы создаем общество, в котором комфортно жить всем».
Звуковое оснащение города – еще одна задача, над которой работают эксперты. Не все регионы пока понимают необходимость в таких мерах, однако сама система звукового информирования уже существует и доказала успешность в решении задачи доступной среды. Так, Мария Ромашова, президент компании «Говорящий город» рассказала о том, как выглядит город и пространство для незрячего человека.
«Мы все должны помнить о существовании рядом с нами большого количества людей, качество жизни которых зависит от качества среды. Для людей с инвалидностью поездка на работу или в университет становится трудной задачей. Я регулярно слышу, что инвалидам предлагают никуда не выходить, а пользоваться всеми услугами дистанционно, но это неприемлемо», – сказала президент компании.
Также она отметила, что не все, кто занимается обустройством среды, полностью понимают проблемы людей с инвалидностью. Например, по словам Марии Ромашевой, бытует ошибочное представление, что низкопольный транспорт более доступный для людей с инвалидностью.
«Как это может помочь инвалиду по зрению? Ни низкопольный транспорт, ни кнопки на дверях не решают задачу. Незрячему человеку в первую очередь нужно помочь найти двери. Мы предлагаем систему радиоинформирования и звукового ориентирования, которая помогает инвалиду по зрению ориентироваться при входе в транспорт. «Говорящий город» создан для вокзальных комплексов, входа в здание, остановок транспорта. Таким образом незрячие люди сами найдут остановку, получат звуковую информацию о подъезжающем транспорте, найдут здания и узнают, какие препятствия их ждут по дороге к ним. Наш проект реализуется в 36 регионах и запросы на его приобретение и установку растут, однако не так быстро как хотелось», – подытожила глава компании.
В 2022 году ОП РФ побывала с форумом «Сообщество» в четырех регионах. В каждом городе, принимающем форум общественники проводили проверки на дорогах, исследуя транспортное состояние города и его доступность для людей, с ограниченной мобильностью. По итогам общественных проверок ОП РФ создало анкету о транспорте по 36 параметрам, на которую должны отвечать сами граждане и оценивать работу своих властей. Такой подход по мнению Ильи Зотова, члена Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению,  должен стать своеобразным рычагом на органы власти.
«Главы городов будут находиться в ловушке, если граждане сделают оценку сами. Они не смогут больше сказать, что все у них хорошо. Например, в Новосибирске была жалоба от граждан на то, что для людей с инвалидностью не предусмотрели отели рядом с аэропортом. То есть, видимо, им предлагалось сидеть в зале аэропорта. Проблему решили, а компанию привлекли к ответственности», – сообщил общественник.
Частные компании готовы отзываться на запросы общественников и создавать специальные сервисы для людей с инвалидностью. Такой компанией стал сервис Яндекс Go, который добавил функционал в свое приложение, учитывающий потребности людей с ограниченной мобильностью. По словам Ильи Зотова, приложение предоставляет услуги перевозки собаки-поводыря, инвалидной коляски и другие. Сервис пока работает в 20 городах и в будущем география только будет расширяться.
О проблемах людей с инвалидностью на новоприобретенных территориях РФ рассказала Юлия Зимова, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей:
«У нас в Ростове, Донецке, Луганске есть технические средства – люди получают коляски, трости, подгузники. На территории республик плохо с реабилитацией. Необходим пул экспертов, которые смогут эту систему заново восстановить. Сейчас нам нужна информация и статистика, каким образом можно выстраивать работу по помощи населению. Медицинская маршрутизация – серьезный вопрос, который нужно поднять. Это облегчит ситуацию».
Илья
Общественная палата РФ