Будут ли новые жители Санкт-Петербурга говорить по-русски?

2 Ноября 2012
6 ноября (вторник) в 15:30 в учебно-издательском центре «Златоуст» (Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 24, оф. 25) пройдет пресс-конференция на тему «Будут ли новые жители Санкт-Петербурга говорить по-русски?».

В пресс-конференции примут участие:
• Вера Вячеславовна Сахарова — начальник Управления координации государственных программ по межнациональным отношениям и связям с соотечественниками за рубежом Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга;
• Виталий Дмитриевич Ильченко — помощник начальника УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
• Алла Сергеевна Дыдымова — генеральный директор СПб ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей»
• Алиджан Джахангирович Хайдаров — вице-президент АНКОО СПб «Лига Наций», председатель СПб РОО соотечественников Узбекистана «УМИД»;
• Махмут Маматмуминов — главный редактор газеты для выходцев из Средней Азии «Туран».

За последний год в нашем городе и области, по данным УФМС, зарегистрировано свыше полутора миллионов иностранных граждан. При этом официально (т. е. по трудовой квоте) работает около 200 тысяч человек, нелегально — предположительно еще 100–150 тысяч (точный учет мигрантов, особенно неработающих или не посещающих учебные заведения, по-прежнему остается проблемой). В петербургских школах, по данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, учится около 8000 детей с родным нерусским языком (около 9 % школьников), и примерно 1000 таких детей посещает детские сады нашего города. В Петербурге есть только одна школа с количеством детей мигрантов свыше 50 %, но она стала таковой благодаря Комитету по образованию, который специально направляет туда таких учеников. Схожие данные по количеству детей мигрантов есть по Московской области — там средняя цифра также около 10 %. Катастрофического роста, способного взорвать систему образования, по мнению экспертов, пока не видно, но с этим мнением не согласны родители и преподаватели школ с высоким процентом иноязычных детей.
В ходе опроса детей мигрантов, проведенного весной 2012 года в Санкт-Петербурге Высшей школой экономики по заказу Детского фонда ООН (UNICEF) и регионального отделения Красного Креста (эти данные совпадают в целом с информацией Общественно-консультативного совета при УФМС), выяснилось, что самой острой проблемой для детей мигрантов является несовершенство законодательной базы. Оно проявляется в ограниченном доступе к медицинской помощи и в зависимости статуса ребенка от срока временной регистрации их родителей. Ситуация, как известно, усугубилась с осени 2011 года, когда родители несовершеннолетнего стали обязаны подтверждать в УФМС законный статус нахождения ребенка на территории Российской Федерации. Сейчас на уровне города рассматриваются варианты выхода из сложившейся ситуации.
Для детей и подростков, переехавших в Россию уже в школьном возрасте, главным препятствием к академическим успехам является недостаточное знание русского языка.
Очевидно, что школы являются самым эффективным инструментом для адаптации к российским реалиям детей мигрантов, а опосредованно — и их родителей. Поэтому повышение квалификации учителей в области преподавания русского языка как иностранного (более того — государственного языка РФ), знакомство их с зарубежным опытом адаптации детей мигрантов остается актуальной задачей органов образования нашего города и страны в целом. Поскольку Россия не только принимает мигрантов, но и отдает своих жителей в другие страны, необходимо широко знакомить учительский корпус с опытом языковой адаптации и сохранения родного языка у наших соотечественников за рубежом. Ведь ситуация зеркальна, и изучение отражения поможет не повторять чужих ошибок, более эффективно строить программы адаптации и расходовать бюджетные средства.
Вот уже второй год в Петербурге в рамках программы «Толерантность» работают районные курсы русского языка для детей и взрослых. Информация о них есть в каждом районном паспортном столе. Опыт организации и проведения курсов показал: детские программы пока более востребованы, при этом проблемы с русским языком у детей часто связаны с тем, что и на родном языке ребенок общается плохо. У взрослых же после приезда в страну появляются более важные задачи, чем изучение русского, но, возможно, ситуация скоро изменится: как известно, 26 октября Госдума РФ приняла в третьем чтении закон, который обяжет трудовых мигрантов, работающих в области ЖКХ, торговли, услуг, документально подтверждать знание русского языка.
Как помочь новым жителям нашего города освоить государственный язык? Куда лучше вкладывать выделенные на это бюджетные ресурсы? Где учителя могут получить консультации специалистов? Кто и где будет тестировать мигрантов на знание русского? Эти и другие вопросы вы сможете задать специалистам в области изучения и преподавания языков, а также представителям профильных государственных ведомств, национальных общин на пресс-конференции, проходящей в рамках Международной конференции «Проблемы формирования сбалансированного билингвизма». Организатор конференции — учебно-издательский центр «Златоуст» при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). В программе конференции такие темы, как международный опыт обучения детей-билингвов, особенности формирования двуязычия в дошкольный и школьный периоды, подготовка преподавателей для работы с двуязычными детьми, русский язык как государственный в российской школе и др.
Рабочие дни конференции — 5 и 6 ноября. Конференция проводится по адресу: Каменноостровский пр., 24, оф. 25.
Мария Насонкина
"Златоуст"
(812) 703-11-54
editor@zlat.spb.ru